Из чего сделан поддон картера двигателя

Поддон картера двигателя — что за деталь?

Автомобильный двигатель, несмотря на компактные размеры, насчитывает около десятка узлов и систем, состоящих, в свою очередь, из многочисленных подузлов и деталей. Каждый элемент имеет свое назначение, а все вместе обеспечивают стабильную работу двигателя.

Взять, к примеру, штампованную железку, слегка напоминающую своей формой больничную утку, — поддон картера. Что вы знаете об этой детали, каковы ее функции, и так ли она важна для работы моторного агрегата. Постараемся подробно рассмотреть эти вопросы.

Поддон картера двигателя

«Как вас теперь называть?»

Название «поддон картера двигателя» расшифровывается как деталь, расположенная под дном картера. А что такое — картер? В технике так называют корпусную деталь, в которой размещается какой-либо механизм. Применительно к автомобилю, это:

  • картер двигателя;
  • сцепления;
  • коробки перемены передач (КПП);
  • раздаточной коробки;
  • рулевого управления;
  • заднего моста;
  • некоторые другие.

Устройство получило название по фамилии английского инженера, разработавшего защитный кожух ведущей цепи мотоцикла с масляной ванной. Поэтому картером обычно называют узел, в котором залито масло для смазки той или иной передачи («мокрый» картер). Хотя картер может быть и «сухим». Например, — сцепления, а также некоторых двигателей.

Для употребления в быту название «поддон картера» слишком длинно, поэтому его называют либо просто поддоном, либо картером. Хотя в строгом понимании — это не совсем картер. Ну, да ладно, как говорится: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь».

Поддон картера двигателя

Конструкции и назначение

Масляный поддон двигателя играет роль смазочного бака и защитного ограждения коленчатого вала, и выполняет несколько задач:

  • сбор и хранение масла, стекающего с деталей шатунно-поршневой группы (ШПГ);
  • предохранение моторной смазки от расплескивания при движении автомобиля;
  • защита смазочного материала от внешней среды (пыль, грязь, песок, вода и т. д.);
  • охлаждение моторного масла;
  • сбор продуктов износа пар трения ШПГ и шеек коленвала;
  • ограждение внутренних деталей мотора от окружающей среды.

Конструктивное исполнение узла зависит от компоновки моторного агрегата, технических традиций и технологических возможностей компании, и бывает весьма многообразным. Наиболее распространены штампованные, литые и комбинированные конструкции. Рассмотрим их подробнее.

Штамповка

Материалом служит листовая сталь, обладающая требуемой вязкостью, чтобы картер при ударе о твердый предмет: камень, бордюр, торчащий из земли пень, приобрел бы только вмятину, но не треснул или раскололся.

Масляный поддон двигателя имеет форму продолговатой емкости. С одной стороны обычно имеется дополнительное углубление, цель которого состоит в том, чтобы всасывающий патрубок маслоприемника располагался в самом низком месте картера и был гарантированно погружен в масло. Иначе, при наклоне автомобиля во время движения маслозаборник может оказаться оголенным, и подача моторного масла нарушится.

Поддон картера двигателя

Сверху детали по всему контуру отогнута кромка, в которой сделан ряд отверстий для крепления поддона к блоку цилиндров. Для уплотнения при сборке применяется прокладка сложной конфигурации, либо используют герметик.

В самой нижней точке поддона приварена бобышка с резьбовым отверстием для сливной пробки. Последние бывают с конической резьбой, не требующей дополнительного уплотнения, либо с мелкой цилиндрической и буртиком для установки уплотнительного кольца.

На внутреннем торце часто устанавливают магнитный наконечник для сбора и удаления металлического шлама, образующегося при взаимодействии пар трения контактирующих деталей.

Литые из алюминиевых сплавов

На некоторых моделях масляный поддон двигателя выполнен из алюминиево-магниевых сплавов, к примеру — цельнометаллический фургон Mercedes-Benz Sprinter. Иногда литой картер играет роль корпусной детали, то есть к нему крепятся некоторые узлы двигателя. Преимущества легкосплавных поддонов:

  • Коробчатая форма с дополнительными внутренними перегородками придает картеру большую по сравнению со штампованным жесткость на кручение. В результате увеличивается жесткость всего двигателя, а значит, и его долговечность.
  • Благодаря большей теплопроводности алюминия улучшается теплоотдача, и масло охлаждается более эффективно, то есть увеличивается срок его службы при сохранении смазочных свойств.
  • Более толстые стенки уменьшают уровень шума, исходящего от двигателя, что обеспечивает больший комфорт в салоне и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Поддон картера двигателя

Производители автомобильных компонентов выпускают алюминиевые аналоги для многих моделей с металлическим поддоном. Поэтому поклонники автотюнинга могут выбрать себе более «крутой» вариант этой детали, все зависит от количества денежных знаков.

Внимание: в случае повреждения поддона из легкого сплава выправить его невозможно, а для заваривания трещин требуется аргоновая сварка.

Комбинированный поддон картера

Иногда нижняя часть двигателя имеет две детали: картер, отлитый из алюминиевых сплавов, и стальной поддон. Очевидно — это своего рода компромисс. При большой высоте поддона штампованный вариант детали трудно сделать с технологической точки зрения — требуется глубокая вытяжка, что подразумевает использование специальных дорогостоящих прессов и увеличения количества штамповочных переходов.

У полностью литой конструкции тоже есть технологические ограничения, поэтому применяют компромиссный вариант, когда каждая из двух отдельных деталей достаточно технологична в производстве. К тому же в этом случае, пусть и в меньшей степени, сказываются вышеуказанные преимущества литых деталей.

Еще один положительный момент: для обслуживания двигателя (в частности ШПГ) не требуется демонтировать весь узел, а только металлическую нижнюю часть.

Поддон картера двигателя

Немного экзотики

В 90-е годы на Горьковском автозаводе был начат выпуск лицензионного дизеля австрийской фирмы Steyr, который производился около 10 лет под индексом ГАЗ-560. В те годы еще не в ходу был термин «инновационные» решения. Хотя, что касается таковых, их было в этом агрегате хоть отбавляй.

Даже сейчас таких, пожалуй, не встретить. Поскольку в нашей статье речь идет о такой детали автомобильных двигателей, как масляный поддон двигателя, расскажем об устройстве этого узла в моторе, который совершил прыжок в будущее.

Начнем с того, что здесь вместо привычных блока цилиндров и головки блока была одна деталь — моноблок, который устанавливался на упругих резинометаллических опорах в масляном картере двигателя. Картер состоял из двух алюминиевых деталей, соединенных между собой винтами.

После соединения получалась открытая только сверху емкость. Разъем проходил в вертикальной плоскости, и весь узел из-за охлаждающих рифлений на боковых поверхностях напоминал ажурную плетеную корзину, благодаря чему на производстве его так и звали — «корзина». Корзина крепилась с помощью упругих опор к шасси автомобиля.

Таким образом, подвеска моноблока была двойной: моноблок в корзине, а последняя на кузове. Кроме того, моноблок полностью находился в масляном резервуаре картера, а верхняя щель между ним и корзиной по всему периметру была закрыта резиновой манжетой прямоугольной конфигурации. Поддона в этой конструкции не было.

Поддон картера двигателя

Чтобы получить доступ к ШПГ, нужно было разобрать картер: снять две крышки упругих опор моноблока, после чего отвинтить крепеж, соединяющий две боковых половинки картера, и снять их. После этого открывался доступ к деталям ШПГ. Естественно, сделать это можно было только после снятия двигателя с машины.

Что делать при аварии

Масляный поддон двигателя — весьма уязвимая деталь двигателя, и если в результате неаккуратной езды он будет пробит, то вытечет все масло, находящееся в системе смазки. Чтобы уменьшить эту опасность, используют дополнительную защиту поддона, которая так и называется — защита картера. Что же делать, если все-таки произошла «жесткая посадка» моторного днища на механическое препятствие?

В первую очередь нужно оценить масштаб происшедшего. Проверьте — нарушилась или нет герметичность картера. Если потеков масла под машиной не наблюдается, значит, повреждение не критичное. Далее проверьте контрольную лампочку давления масла в системе при работающем двигателе. Если лампочка не горит — ехать можно.

Однако неизвестно — каково давление в масляных каналах. Ведь масляные датчики настроены на пороговое значение давления в пределах 0,5 — 0,8 бар. То есть, лампочка может и не гореть, однако давление в системе недостаточное для работы двигателя на больших оборотах. Тем более, неизвестно, погнута или нет маслоприемная трубка в картере.

Так что придется посетить автосервис, доехав до него, не слишком нагружая мотор. Если сможете выправить вмятину самостоятельно, и у вас есть гараж со смотровой канавой, возвращайтесь потихоньку домой. Если же случилось самое худшее — защита поддона не уберегла картер, и масло в результате повреждения вытекло, остается только раскошелиться на эвакуатор, чтобы попасть в ближайший автосервис.

Эвакуации машины

Как самостоятельно снять поддон

Каких-либо сложностей замена поддона двигателя не представляет.

  1. Машину следует поставить на ручной тормоз. Задние колеса дополнительно зафиксировать от качения любыми подручными средствами: обрезками досок, обломками кирпича и так далее.
  2. Снять с аккумулятора минусовой провод во избежание случайного запуска двигателя.
  3. Поочередно вывесить домкратом передние колеса и поставить под пороги надежные подставки. Лучше всего для этой цели подходят регулируемые винтовые опоры.
  4. Подвесить двигатель, используя цепной подъемник, закрепленный на несущей конструкции потолка.
  5. Снять экран дополнительной защиты картера.
  6. Демонтировать детали, мешающие удалению поддона (среднюю балку двигателя, стабилизатор поперечной устойчивости или другие). Отсоединить приемную трубу глушителя.
  7. Отвернуть пробку и слить из картера моторное масло в подставленную снизу емкость, сняв перед этим крышку маслозаливной горловины.
  8. После того, как масло перестанет капать, можно приступать к отвинчиванию винтов крепления поддона с помощью сменных головок и трещотки.

Поддон картера двигателя

После снятия поврежденный поддон можно выправить молотком на жесткой металлической плите. Проверьте состояние маслоприемника. Если он погнут, и выправить его затруднительно — купите новую деталь. Сборку производите в обратной последовательности. Прокладку поддона нужно установить новую.

Затяжку крепления производите постепенно, заворачивая крепежные винты по зигзагообразной траектории, чтобы не покоробилась привалочная плоскость детали.

В заключение напомним, что поддон двигателя — как то яйцо, в котором была спрятана смерть Кощея. Берегите тонкое подбрюшье автомобильного движка. Не уподобляйтесь капитану морского судна, посадившего по халатности свой корабль на прибрежные камни. Устранение последствий аварии — хотя и не сложный процесс, но довольно затратный, и требует немалого времени.

Читайте также  Вин, номер двигателя на Chevrolet Cruze

Поддон картера двигателя: возможности ремонта

Поддон картера двигателя представляет собой металлическую конструкцию выполненную как правило из алюминия, однако в старых авто он мог изготавливаться из стали. По форме поддон картера напоминает вытянутый прямоугольный таз, крепится к блоку цилиндров с нижней стороны через прокладку на шпильках либо на болтах. На нижней или боковой поверхности размещается пробка, предназначенная для слива масла из двигателя.

Поддон предназначен, во-первых – для защиты масляного приемника, коленчатого вала, других деталей картера двигателя от механических повреждений, грязи и пыли. Во-вторых – служит емкостью для моторного масла. Именно из него масляным насосом оно, через фильтр, подается наверх – в головку блока цилиндров, откуда, смазав детали газо-распределительного механизма и шатунно-поршневой группы, стекает обратно.

Возможные неисправности

Подтекает масло

Неисправности этой детали случаются, и игнорировать их опасно, так как потеря масла грозит серьезным и дорогостоящим ремонтом ДВС. Диагностировать их легко по подтекам масла — характерной небольшой лужице, которая остается на асфальте после ночной стоянки и мокрому поддону. Причинами подтеканий могут быть:

  • слабо затянутый болт поддона картера;
  • износ прокладки;
  • слабая затяжка сливной пробки;
  • трещины в металле.

Трещины в металле являются куда более серьезной проблемой, чем плохо затянутый болт. Они могут появляться в результате ударов о крупные камни, бордюры и тд. Даже в том случае если под картер установлена защита, треснуть он может из-за несоблюдения моментов затяжки болтов, рекомендованных производителем. Также трещина может возникнуть, если после замены масла или ремонта сильно затянуть сливную пробку. Она имеет слегка коническую форму, изготовлена из более твердого метала, и может разорвать поддон. Такую трещину трудно увидеть, и некоторые работники сервисов, пытаясь устранить течь возле пробки, затягивают ее еще сильнее, чем впоследствии усугубляют ситуацию.

Стоит отметить, что небольшое «отпотевание» вокруг масло-сливной пробки, при отсутствии капель и потеков, является нормальным явлением.

Поддон картера двигателя: ремонт

Часто ремонт или восстановление поддона картера двигателя можно осуществить самостоятельно.

Когда течь возникает в районе прокладки между поддоном кратера и блоком цилиндров, прежде всего стоит проверить затяжку болтов/гаек крепления. Затягивать болты необходимо согласно моментам затяжки, рекомендованным производителем, иначе можно сорвать резьбу или спровоцировать появление трещины – тогда придется делать более сложный и дорогостоящий ремонт, восстанавливая герметичность картера двигателя.

Если затяжкой болтов устранить течь не удалось, необходимо заменить прокладку. В этом случае, без снятия поддона не обойтись. Это не сложно сделать из смотровой ямы, на эстакаде или подъемнике. Как снять и установить поддон картера двигателя самостоятельно мы рассмотрим далее.

Самой легкоустраняемой неисправностью можно считать плохо затянутую сливную пробку, ее могли просто забыть хорошо затянуть после очередного ТО. Затягивается она при помощи соответствующего ключа, усилием руки, не применяя дополнительных рычагов или труб.

А вот если вы диагностировали в своей машине трещину поддона картера, то лучший способ ремонта — его полная замена. Однако бывают ситуации, когда автомобиль редкой модели или новая деталь стоит достаточно дорого, есть несколько способов восстановления ее целостности. Например, с помощью клея, сухой сварки или сварки аргоном.

Как самостоятельно снять и установить масляный поддон

Поддон картера двигателя

Это не сложная процедура, под силу большинству автолюбителей, хотя и требует некоторых навыков ремонта и наличия инструментов. В зависимости от марки автомобиля возможны нюансы. Например, в автомобилях ВАЗ классического семейства, с продольным расположением двигателя, нужно приподнимать движок. Поэтому перед тем как приступать к самостоятельной разборке, ознакомьтесь с руководством по ремонту вашего автомобиля.

Порядок демонтажа масляного поддона:

  • Подготовьте чистую тару – это может быть канистра с широким горлышком либо обрезанная. Ее объем должен соответствовать, кол-ву масла в двигателе вашей машины;
  • Заедьте на смотровую яму или эстакаду, вам будет удобней, если она будет достаточно глубокой, чтоб можно было стоять под машиной во весь рост;
  • Прогрейте двигатель до температуры 50-60 градусов, моторное масло станет более жидким и текучим;
  • Если установлена защита моторного отсека, то снимите ее, обычно она крепится на 3-4 болта;
  • Аккуратно выкручивайте сливную пробку, подставив под нее заранее подготовленную тару, будьте осторожны — масло обязательно потечет вам на руки и возможно куда-то еще;
  • Открутите масло-заливную пробку. После откручивания заливной пробки поток вытекающего масла резко усилится, следите за тем, чтоб оно текло в канистру и потери были минимальны;
  • Дождитесь, пока все масло стечет, и приступайте к откручиванию болтов/гаек крепления;
  • Если все болты откручены, а поддон картера не снимается усилием рук, это означает, что произошло склеивание деталей. Нужно по нему постучать резиновым молотком, аккуратно поддевать отверткой или другим плоским предметом, но так чтоб не повредить места соединения. Из-за царапин в дальнейшем может образоваться течь.

Теперь, когда поддон снят, можно проводить ремонт, а также увидеть устройство картера.

Монтаж проводится в обратной последовательности. Сливную пробку нужно сразу вкрутить в поддон, а масло заливать через заливное отверстие в последнюю очередь. Рекомендуется совместить ремонт поддона с заменой масла. Важно следить за правильной затяжкой болтов и пробки, о чем уже упоминалось.

Прокладка

Именно прокладка обеспечивает герметичное соединение частей двигателя. При покупке следите за соответствием артикула. Отремонтировать изношенную прокладку не возможно. Рекомендуется после каждого снятия поддона картера, при установке, осуществлять ее замену. При этом нужно тщательно и очень аккуратно очистить поверхности, которые будут соприкасаться, от остатков старой прокладки и герметика.

Чтоб улучшить свойства прокладки, можно использовать графитную смазку, специальный герметик для картера двигателя, либо любой термостойкий герметик на основе силикона.

Графитная смазка наносится на обе стороны прокладки тонким слоем, после сборки она заполняет микро-полости, а под действием высоких температур твердеет.

Использовать специальный герметик предпочтительней, он наносится тонким равномерным слоем по всей площади прилегания, на поддон и на блок цилиндров. После сборки герметик высохнет и, как бы, склеит поверхности, обеспечив плотное прилегание и герметизацию.

Некоторые мастера используют герметик вместо прокладки, в таком случае его слой должен быть более толстым, но лучше этот способ оставить на случай, если автомобиль настолько редкий, что к нему трудно найти нужную прокладку.

Холодная сварка

Холодная сварка

Самый дешевый способ заделать трещину – ремонт холодной сваркой. Надежностью, он не отличается, потому что это не заваривание, а скорее замазывание/заклеивание. Холодная сварка, как правило, состоит из двух компонентов, которые перемешивают между собой, наносят на поврежденное место и дают застыть. Перед этим обязательно нужно обезжирить и хорошо зачистить поврежденный участок. В случае с небольшой трещинкой, можно попытаться герметизировать ее, не снимая поддона. При выборе холодной сварки обращайте внимание на температуру, при которой она сохраняет свои свойства – она должна быть не менее 200 градусов.

Сварка аргоном

Сварка аргоном – это самый эффективный способ удаления повреждений. Таким видом сварки можно заваривать как алюминий, так и любые другие сплавы цветных металлов. Хороший сварщик легко сможет устранить трещину или заварить небольшое отверстие, при этом шов никак не скажется на функционале. Недостаток такого ремонта – высокая цена. Можно конечно сэкономить, если снять деталь самостоятельно и обратится непосредственно к специалистам по сварочным работам. Но в случае с распространенными марками бюджетных автомобилей дешевле обойдется замена поддона картера новым.

Для ремонта также можно использовать клей. Существует много различных видов, которые позволяют заклеивать метал, но износостойким, термостойким и водостойким по-прежнему остается эпоксидный. Его основу составляют смолы, вещества для ускорения отвержения, другие наполнители. По применению эпоксидный клей аналогичен сухой сварке, также является двухкомпонентным и бывает в пастообразной или жидкой форме.

Как защитить поддон картера от повреждений

Поддон картера может быть поврежден в результате езды по плохим дорогам, наезда на крупный камень или бордюр. Поэтому нельзя отворачиваться от вопроса о его дополнительной защите.

Защиты двигателя бывают нескольких видов:

  • полимерные;
  • стальные;
  • алюминиевые;
  • титановые.

Полимерные или пластиковые варианты не могут гарантировать надежной защиты, несмотря на их низкую стоимость, в условиях плохих дорог крепить их не стоит.

Алюминиевая защита имеет небольшой вес и коррозийную стойкость, но из-за высокой стоимости и мягкого металла, использовать ее при езде по плохим дорогам также не рекомендуется.

Поддон

Титановые были бы идеальным вариантом, по всем характеристикам, если бы не их дороговизна. Пока они остаются прерогативой для автомобилей премиум класса.

Оптимальным решением будет защита двигателя, изготовленная из стали. Она надежно убережет картер мотора при своей невысокой стоимости. На многих современных автомобилях заводом-изготовителем предусмотрена возможность установки защиты двигателя. Поэтому, чтоб упростить монтаж, подбирать ее нужно с учетом марки и модели вашей машины. Не лишним будет уплотнить защиту, установив специальные вставки, чтоб она не дребезжала при движении, или периодически контролировать затяжку болтов крепления.

Читайте также  Какое масло заливать в двигатель Honda Fit

Поддон картера есть не только у двигателей внутреннего сгорания. Он также может быть и у электродвигателя, коробки переключения передач, будь это вариатор, ручная или автомат. Там он выполняет практически такие же функции и в некоторых случаях, например, если это внедорожник для трофи-ралли, требуется более мощная картерная защита, не только двигателя, но и других механизмов.

Картер двигателя автомобиля

Любое автотранспортное средство, оснащенное двигателем внутреннего сгорания, укомплектовано и картером. Он является одним из важнейших компонентов ДВС. Удивительно, но далеко не каждый автолюбитель сможет объяснить, что это и с какой цельюиспользуется. О том, что такое картер двигателя, какие на него возложены функции, и пойдет речь в нашей статье.

  1. Что такое картер двигателя
    • Расположение и назначение картера
    • Материалы для изготовления картера
  2. Разновидности картеров
    • Для двухтактных двигателей
    • Для четырехтактных двигателей
  3. Защита картера
  4. Особенности сухих картеров
  5. Заключение

Что такое картер двигателя

Устройство изобретено еще в 1889 году английским инженером Джоном Картером. Изобретатель разработал корпус для популярного в то время велосипеда марки Sunbeam, считающийся первым в мире картером. Предназначено оно было для содержания масла, смазывающего цепь, укрытия ее от внешних воздействий.

Некоторое время спустя картер стал широко применяться и в автотехнике, начинавшей бурное развитие. Сейчас он присутствует почти во всех узлах, использующих масло и, естественно, в двигателе.

Картер – один из важнейших компонентов ДВС. Это своеобразный резервуар, в котором размещается моторное масло. В низу его размещены балансировочный и коленвал, нижнее отделение маслонасоса, а сверху – цилиндры, закрепленные болтами. Блоки отделены посредством уплотняющей прокладки.

По вертикальным сторонам картера проходят специальные каналы, используемые для свободного перетекания масла в поддон, где оно остывает, а после втягивается насосом. Чтобы мельчайшие частички металла, образовавшиеся при износе кривошипно-шатунного механизма, не поступали в смазку, на стене резервуара размещены магниты.

В отдельных моделях двигателей дополнительная защита обеспечивается мелкой сеткой из тончайшей проволоки, которая задерживает частички более крупных фракций и не допускает их оседания на дне.

В корпус проникают выхлопные газы, а также концентрируются пары масла, ухудшающие качество смазки. Для вентиляции картера двигателя установлена небольшая трубка, подключенная к воздушному фильтру либо к головке блока цилиндров.

Расположение и назначение картера

Вопрос о том, где расположен картер, не совсем правильный. Он размещается в том же месте, где и «движок», потому как относится к его компонентам. Картер по сути является объемом пространства между коленвалом и поддоном. Так как в нем размещен резервуар для стекающего масла, оба элемента нередко считают единым понятием. Но фактически поддон используется не только для накопления смазки, а считается только частью конструкции.

Функции картера следующие:

  1. Размещение и закрепление двигающихся частей двигателя, нуждающихся в качественной смазке.
  2. Хранение большого объема масла, применяемого в двигателе. Для этих целей задействуется нижний элемент – масляный поддон, образующий своеобразную полость. Для удаления отработанной смазки внизу емкости предусмотрен слив, закрытый пробкой.
  3. Охлаждение. В процессе работы двигателя температура контактирующих поверхностей и вращающихся частей постепенно возрастает. Вместе с ними также прогревается и залитое в емкость масло. Чтобы смазочный материал не перегревался и не терял своих характеристик, его требуется остужать. Эта функция возложена на резервуар, непрерывно соприкасающийся с воздухом. При перемещении автомобиля поток нарастает, охлаждая двигатель.
  4. Защита маслонасоса и КШМ от загрязнителей и ударных воздействий. Для изготовления картера применяется высокопрочный металл. При езде по неровностям и неосторожном вождении автомобиля, он защищаеткрутящийся вал и насос от поломки.

Материалы для изготовления картера

Для изготовления картера применяется преимущественно листовая сталь, алюминиевые сплавы, нержавейка. В старых машинах можно увидеть и чугунный картер, но в наши дни этобольшая редкость – из-за значительного веса и ломкости чугун проиграл конкуренцию современным материалам.

На некоторых моделях европейских авто имеется картер из высокопрочного термостойкого пластика. Но из-за высокой стоимости его использование сильно ограничено. Для повышения прочности и стабильности корпус иногда дополняется ребрами жесткости.

Поддон картера двигателя также отливается из алюминия либо изготавливается из листовой стали способом штамповки. Такая емкость обеспечивает лучшее охлаждение двигателя. Существенные недостатки – слишком высокая цена, меньшая прочность и слабая ремонтопригодность.

Разновидности картеров

картер

В зависимости от типа двигателя, устанавливаемые на транспортных средствах картеры принято разделять на две категории, которые выполняют различные функции. По этому признаку отдельно рассматриваются конструкции, предназначенные для:

  1. 2-х тактных двигателей;
  2. 4-хтактных ДВС.

Конструктивные особенности картеров различных ДВСобуславливаются разницей в устройстве самих «движков».

Для двухтактных двигателей

В двухтактных ДВС картер считается не только лишь корпусом, используемым для установки частей и узлов двигателя. Он также относится и к основным компонентам топливной системы транспортного средства.

На картер здесь возлагается функция подготовки и безостановочной подачи в цилиндры воздушно-топливной смеси. Так выполняется качественное промазывание поверхностей всех подвижных элементов двигателя. Спереди размещается кривошипная камера, участвующая в процессе газораспределения.

Для обеспечения герметичности этой камеры и исключения протекания в нее смазки в левом отделе картера ставитсяуплотняющий сальник. С правой стороны размещена еще одна уплотнительная прокладка картера двигателя, предотвращающая проникание в блок наружного воздуха.

Для четырехтактных двигателей

картер

В случае с двигателями-четырехтактниками, картер считается второстепенной деталью и выполняет, скорее, вспомогательную функцию. Как правило, он служит лишь для стекания масляной смазки.Такое предназначение объясняется просто. Для современных четырехтактных двигателей поступление масла в цилиндры не требуется.

Выхлопные газы у них не такие дымные и имеют цвет более светлый. К тому же и сами выхлопы более чистые и наносит меньший вред экологии. Для очистки газов в таких «движках» предназначен катализатор, устанавливаемый почти на всех выпускающихся сейчас моделях автомобилей с ДВС.

Защита картера

Каким бы высоким ни был дорожный просвет автомобиля, встретившееся на пути препятствие может стать непреодолимым. Чтобы не допустить повреждения, а вместе с ним эвакуации и последующего серьезного ремонта, картер нуждается в защите.

Большинство легковых автомобилей и кроссоверов, в отличие от внедорожников, оснащено защитой только от брызг воды и грязи из-под колес. При наезде на крупный камень эти пластмассовые щитки не смогут защитить картер от повреждения. Потому такие автомобили оснащаются дополнительной жесткой защитой из металла.

Защита картера

Пробить и ее, конечно же, тоже можно. Но, будучи зафиксированной на силовом подрамнике и укрепленной ребрами жесткости, конструкция срабатывает наподобие лыжи, приподнимая всю переднюю часть автомобиля. При этом вероятность повреждения двигателя значительно снижается.

Щиток, защищающий картер, производится штамповкой листа стали, имеющеготолщину 2-4 мм либо толстого алюминия вдвое толще. Вес алюминиевой защиты намного ниже, но стоимость ее на порядок дороже.

Предпочитающие переплатить за высокие технологии могут воспользоваться защитой картера двигателя из кевлара. Лист легко демонтируется при ремонте либо осмотре двигателя, а благодаря имеющимся отверстиям и прорезям обеспечивается хороший теплообмен и охлаждение.

Особенности сухих картеров

Все сказанное выше относится к автомобилям, в которых устанавливается «мокрый» поддон. Название свое он получилпо той причине, что масло в картере двигателя сливается самотеком по внутренним канавкам. Это самая распространенная схема смазки, применяемая в гражданском автомобильном транспорте.

Существуют еще так называемые «сухие картеры». Их отличие от привычной всем смазочной системы, заключается в том, что масло внутри картера отсутствует и помещено в отдельный резервуар.

«Сухой» способ смазки применяется преимущественно в гоночных автомобилях, спорткарах и отдельных моделях внедорожников. Такое инженерное решение объясняется назначением машин. Когда при скоростном движении автомобиль вписывается в поворот, ускоряется либо резко тормозит, поднимается на значительную возвышенность, возникают высокие инерционные и динамические нагрузки. При этом масло расплескивается по всему предназначенному для него объему двигателя, от края до края.

В таких ситуациях вероятность оголения маслоприемника высока, при этом сама смазка, в качестве которой используется моторное масло, вспенивается. Если это происходит, двигатель может столкнуться с такой неприятной проблемой, как масляное голодание. Из-за этого давление в системе также резко снижается.

В итоге «движок» перегревается, выходит из строя и может потребоваться его замена.Также сухими картерами оснащаются все «тяжеловесы» типа Burmeister&Wain, ДКРН, Sulzer, некоторые мотоциклы. В последнем случае габаритный поддон для масла в корпусе двигателя разместить попросту невозможно.

Заключение

Несмотря на имеющиеся конструктивные и функциональные различия, картеры в ДВС автомобилей выполняют важнейшую функцию – обеспечение надежной и качественной смазкой подвижных частей. В противном случае не избежать перегрева двигателя, что может привести к проблемам с его эксплуатацией и дорогостоящему ремонту либо замене.

Картер двигателя: назначение и особенности конструкции

Картер является главной неподвижной деталью ДВС, в нижней части которого установлен коленчатый вал, а в верхней части – блок цилиндров. Соединение верхней и нижней части картера осуществляется за счет крепежных болтов при помощи уплотнительной прокладки.

«CarterBMW1». Под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:CarterBMW1.JPG#mediaviewer/File.

Впрочем, для маленьких по размеру двигателей картеры могут делиться не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.

По сути, картер – это корпус двигателя, на котором держатся и в котором работают все детали двигателя. Помимо этого картер так же помогает в работе системе смазки и охлаждения двигателя.

Читайте также  Правильная раскоксовка двигателя

Конструкция картера

Надо, конечно сказать, что картер бывает не только у двигателя, его имеют и редуктор, и коробка передач, и раздаточная коробка и прочие механизмы. Зачастую картер отливается из сверхпрочного и надежного алюминиевого сплава.

Снизу картер двигателя защищен специальным поддоном, изготовленным либо также из алюминиевого сплава, либо же из стали методом штамповки.

Основным назначением поддона картера является надежная защита КШМ от загрязнений и протечки масла. Дополнительно он выполняет функцию масляного резервуара, поэтому нижний отсек имеет специальное отверстие с небольшой пробкой для слива и замены моторного масла.

Чтобы увеличить жесткость всей конструкции, внутренние стенки картера имеют поперечные перегородки с углублениями, к которым крепятся подшипники коренных шеек всех валов – коленчатого и распределительного. Коренные подшипники оснащены съемными крышками, соединенными с картером болтами или шпильками.

Чтобы предотвратить утечку масла, на выступающих частях коленвала (задней и передней) предусмотрены специальные канавки и сальники, изготовленные из маслостойкой резины, войлока, кожи или пробки.

Для своевременного отвода масла, стремящегося вытечь наружу, в крышках подшипников и на стенках картера установлены отражатели масла и дренажные канавки.

Для установки дополнительных механизмов двигателя, например, бензинового и водяного насосов, стартера, генератора, в картере предусмотрено наличие специальных приливов.

В поддоне картера, служащего сборником и временным хранилищем масла, которое в данный момент времени не участвует в рабочем процессе двигателя, помимо масла скапливаются и различные частички металла – стружка, которая образуется в процессе работы двигателя от трения деталей друг о друга.

В некоторых двигателях для удержания этой стружки на дне или на стенках поддона устанавливаются магниты, притягивающие к себе металлические примеси.

Для защиты двигателя от стальной, алюминиевой стружки и прочих примесей масляный насос (его заборник), забирающий масло из поддона картера устанавливается не на самое его дно, а чуть выше, чтобы осевшая грязь не попадала в систему смазки.

Некоторые современные двигатели оснащены системой вентиляции картера. Эта система нужна для отвода газов из картера. Газы в картере – это смесь выхлопных газов (большая часть которых уходит через выхлопную систему), просачивающихся в картер из камер сгорания, пары бензина, масла. Накапливаясь, они оказывают негативное влияние на свойства и качество масла и состояние резиновых и металлических деталей двигателя.

Чтобы снизить негативное влияние картерных газов, их принудительно выкачивают из картера. За это как раз и отвечает система вентиляции картера.

Особенности картера двухтактного двигателя

Данный тип картера – это не просто корпус двигателя, это основная часть топливной системы транспортного средства. В данном случае картер отвечает за подготовку и своевременную подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Таким образом, обеспечивается надежная смазка всех основных деталей двигателя.

Передняя часть картера двухтактного двигателя оснащается кривошипной камерой, которая принимает участие в газораспределительном процессе.

Для надежной герметизации камеры в левой части картера предусмотрен резиновый уплотнительный сальник, который предотвращает попадание масла в камеру.

В правой части картера расположен уплотнительный сальник, основным назначением которого является предотвращение попадания в камеру внешнего воздуха.

Что такое сухой картер

Название «сухой картер», разумеется, появилось неслучайно и по нему легко догадаться, что раз картер сухой, то в нем нет масла, как в обычном картере, который служит резервуаром для сбора и хранения масла.

Отчасти это верно, но не совсем. В двигателе с сухим картером масло так же стекает в поддон, но вот задержаться ему там не дают насосы, которые сразу же откачивают это масло в специальный резервуар, который вынесен за переделы двигателя и может находиться, в общем-то, где угодно, но, как правило, неподалеку от двигателя или даже непосредственно на нем, но снаружи.

Такая система смазки двигателя применяется на спортивных, гоночных автомобилях, а так же на серьезных внедорожниках.

Необходимость в сухом картере возникает из-за того, что такие автомобили испытывают повышенные динамические и инерционные нагрузки, из-за которых масло в обычном картере очень сильно плескалось бы и пенилось.

В крутых затяжных поворотах или при преодолении крутых подъемов и спусков возможно оголение маслозаборника и как следствие – нарушение процесса смазки, которое ведет к работе двигателя с повышенной нагрузкой и может привести к поломке.

Система смазки «сухой картер» позволяет решить эту проблему. Масло подается из специального резервуара под давлением, и смазка двигателя обеспечивается в любых условиях его эксплуатации.

Вот такое непростое это устройство – картер двигателя, а на первый взгляд, всего лишь железяка :).

Поддон картера двигателя — устройство, конструкция, строение, назначение, особенности и ремонт (110 фото)

Двигатель автомобиля, даже при небольших габаритах, оснащен около десяти систем и узлов. К тому же каждый из них состоит из множества деталей. Отдельная часть имеет свое предназначение, а их совокупность и исправность дают двигателю стабильную работу.

Рассмотрим, такой элемент, как поддон картера, его важность и функции в работе мотора. На фото поддона картера двигателя видно, что он из себя представляет.

Наименование

Название детали произошло от расположения ее, а именно под днищем мотора. Картером в технике называется корпусный элемент, где размещен механизм какого-либо предназначения.

  • рулевое управление;
  • КПП;
  • сцепление;
  • приводные мосты;
  • двигатель и т.п.

Так в основном называется элемент, куда заливается масло, смазывающее цепную или иную передачу. В некоторых случаях картер используется для иных целей.

Цена на поддон картера двигателя зависит от материала изготовления и его типа.

Назначение

  • сохранение отработанного масла с элементов шатунов и поршней;
  • не позволяет расплескаться смазки мотора при движении машины;
  • защищает смазочный материал от внешних факторов: загрязнения, влаги и т.д.;
  • охлаждает масло двигателя;
  • выступает в качестве сборника отходов от работы агрегата;
  • ограждает детали двигателя от внешней среды.

Специализированные магазины и авто рынки — вот где можно купить поддон картера двигателя.

  • штампованное;
  • литое;
  • комбинированное производство.

Штамповка

В качестве материала выступают стальные листы, имеющие достаточную вязкость, благодаря которой картер при повреждении не раскололся и не треснул, а лишь приобрел небольшую вмятину.

Поддон для масла обладает продолговатой формой. На одной стороне имеется основное углубление, задача которого заключается в том, чтобы маслоприемник находился на самом нижнем месте картера и на сто процентов был погружен в масляный состав. В ином случае, подача масла в двигатель может нарушиться, при наклоне машины.

По всему периметру отогнутой кромки предусмотрено множество отверстий для болтов крепления.

Для герметичности используется прокладка поддона картера двигателя из паронита, резины или пробкового материала соответствующей формы, дополнительно можно использовать герметик.

В самом низу ванны сделано отверстие с резьбой для пробки слива масла. Пробку обычно изготавливают с конусной резьбой, что не требует дополнительной герметизации, или с обычной мелкой резьбой и бортиком, предназначенным для уплотнителя.

Пробку чаще устанавливают с магнитом для извлечения металлических фрагментов от износа деталей.

О литье

Некоторые изделия выполнены из сплава магния и алюминия. Изредка литую деталь используют в качестве дополнительной опоры крепления каких-либо узлов двигателя. Достоинства данных поддонов следующие:

Форма коробки со вспомогательными перегородками внутри дает поддону усиленную жесткость. В итоге повышается жесткость всего агрегата, что приводит к его долговечности.

Из-за высокой теплопроводности сплава повышается теплоотдача, в результате охлаждение масла происходит намного быстрее, срок его эксплуатации становится длиннее, сохраняя смазочные качества.

Утолщенные стенки понижают шум, производящий двигателем, это дает наибольший комфорт водителю и пассажирам и понижает негативное влияние на окружение.

Однако если повредить легко сплавное изделие, то ремонт поддона картера двигателя невозможен, поможет только лишь аргоновая сварка.

Комбинирование

  • поддон, изготовленный из легкого сплава;
  • стальная часть.

Это является промежуточным вариантом. По технологии сложно изготовить цельный поддон, если его габариты слишком велики.

Потому как потребуется большой глубины вытяжка металла, что задействует специальное дорогостоящие оборудование множество переходных штампов.

Аварийные случаи

Данная запчасть довольно уязвима, при неосторожной езды ее можно пробить, в итоге вытечет масло, что приведет к износу механизмов двигателя.

  • оценить стадию повреждения;
  • проверить состояние герметичности, если масло не подтекает, то скорее всего повреждение незначительное;
  • затем надо проверить горит ли лампочка давления масла, при работе двигателя, если она не горит, то можно продолжать движение.

Но, на всякий случай, лучше обратится в автосервис, так как могут возникнуть внутренние повреждения.

Снятие своими руками

Поменять поддон больших трудностей не доставляет, единственное, множество болтов задерживают процесс.

Снятый с повреждениями поддон возможно выправить на жесткой поверхности с помощью молотка.

Сразу нужно проверить состояние масляного насоса и трубку маслозаборника. Если она загнута, то выправлять ее не стоит, лучше приобрести новую запчасть.

Установку произвести в обратном порядке. При установке всегда нужно менять уплотнительную прокладку.

Фото поддона картера двигателя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: