10 заблуждений про чип-тнинг автомобилей

10 заблуждений про чип-тюнинг автомобилей

❗1 Заблуждение первое.
После чиповки увеличивается расход топлива.
Большинство людей считают именно так и каждый раз задают один и тот же вопрос — «А на сколько увеличится расход топлива?». От куда берется такой миф, он берется во-первых от незнания принципов работы электронного блока управления двигателем. Во-вторых после перепрошивки, владелец автомобиля начинает ездить в агрессивной, не свойственной для себя манере, думая, что у него спортивный болид. Во-третьих от негативного опыта знакомых, которые уже пробовали перепрошивать свои машины у нерадивых специалистов. В большинстве случаев расход мало того, что не уеличивается, он уменьшается.

❗2 Заблуждение второе. Потеря официальной гарантии завода изготовителя.
Если машина перепрошивается грамотно, с соблюдением всех необходимых аспектов, то официальный дилер с имеющимся у него оборудованием и инструментарием не способен определить какая именно модификация прошивки установлена в ЭБУ (электронном блоке управления)

❗3 Заблуждениетретье. После перепрошивки ЭБУ обратной дороги нет.
Многих пугает безвозвратность. Люди думают, что обновив прошивку единожды, вернуть штатную будет не возможно. На самом деле, при работе с блоком управления делается резервная копия программного обеспечения и калибровок. Таким образом если в процессе работы что то пойдет не так, либо владелец автомобиля будет не удовлетворен новой прошивкой, всегда будет возможность вернуться на изначальные значения ЭБУ.

❗4 Заблуждение четвертое. Уменьшение ресурса двигателя.
Еще одним из частых вопросов является фраза — «…а на сколько уменьшится ресурс двигателя?». Конечно людей тревожит вопрос о ресурсе мотора, но если в прошивке выбирается баланс между различными показателями и настройки оптимальны, а не критические, радикальные, то никакого негативного воздействия на двигатель оказываться не будет. Необходимо выбирать грамотного, проверенного чип-тюнера, который пользуется проверенными прошивками.

❗5 Заблуждение пятое. Чип-тюнинг подразумевает прошивку не только ЭБУ двигателя, но и ЭБУ АБС, АКПП и других блоков управления.
На самом деле это субъективно. Действительно, после чиповки некоторые владельцы наблюдают улучшение тормозного усилия, это объяснятся лучшим накатом. Так же отмечают, что передачи переключаются иначе, режимы и диапазоны АКПП меняются. Это действительно все так, благодаря новым настройкам блока ДВС, но еще раз повторюсь, затрагивается только ЭБУ двигателя и не более, а остальное все уже ощущения.

❗6 Заблуждение шестое. При перепрошивке меняется целиком программное обеспечение блока управления или что то перепаивается.
В действительности, представьте себе что у вас есть компьютер с определенным «железом», установленной операционной системой (например Windows). Он у вас работает, но немного тормозит и не устраивает как работает. Вы можете купить новый компьютер, обновить комплектующие, переустановить операционную систему, а можете оптимизировать систему, определенными настройкам. Компьютер будет быстрее загружаться, быстрее работать и реагировать на ваши запросы. С машиной тоже самое. Вам необходимо всего лишь изменить настройки (калибровки) блока управления. Остальное не будет затронуто.

❗7 Заблуждение седьмое. Производитель автомобиля сделал уже все оптимально и лучше уже сделать не возможно.
Завод изготовитель действительно старается делать машины оптимальными по своим характеристикам и настройкам. Но производитель ограничен нормами экологии и вынужден «душить» машину различными способами, программным образом, установкой катализаторов, дополнительных кислородных датчиков, клапанов EGR и т.д. В линейке моторов, очень часто одни и те же двигатели имеют разную мощность. И все благодаря разным программным настройкам, калибровкам.

❗8 Заблуждение восьмое. Новая прошивка блока управления двигателем обязательно выжмет все соки из машины.
Действительно, многие прошивки «закручены» на максимум, но если пользоваться прошивками грамотных производителей и найти хороших специалистов по чип-тюнингу, переживать будет не о чем. Прошивка будет сбалансирована, проверена, обкатана и вам не надо будет переживать, что машина будут работать на износ.

❗9 Заблуждение девятое. Машину с бензиновым двигателем прошивать не эффективно.
Существует огромное разнообразие среди прошивок. Можно прошить бензиновую машину под Евро2, можно прошить под Евро0 (условные нормы токсичности), улучшить динамику, отдачу от педали газа, добиться прироста мощности на низах, сделать машину значительно резвее и без турбины и много других изменений.

❗10 Заблуждение десятое. Прошивать машину не оборудованную турбиной бесполезно или малоэффективно.
Конечно делая чиповку ЭБУ двигателя с турбиной гораздно интереснее. Сглаживается турбояма, значительно увеличивается эластичность при частичном нажатии на газ, снижение вероятности кик-дауна, увеличение динамики при полном нажатии на газ.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО
Модель До чип-тюнинга, л.с. После чип-тюнинга, л.с.
Lada Vesta 122 135
Volkswagen Polo 125 150
Hyundai Solaris 123 135
BMW 320i 184 285
Skoda Octavia 180 220
Volkswagen Tiguan 220 315
Skoda Kodiaq 180 250
Toyota Camry 249 300
Mercedes E-Class 184 230
Jaguar XF 340 400
Volvo XC60 163 270

Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

Новости 17 июня 2019 Новые правила тюнинга автомобилей заработают на год позже
Фото 6 ноября 2019 Ретро и 1200 сил: самый безумный тюнинг из Лас-Вегаса

«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

Читайте также  Активная антенна для автомагнитолы какая лучше

Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

Мифы о чип-тюнинге или «почему так не делают с завода»

Мифы о чип-тюнинге или «почему так не делают с завода»

Говоря простым языком, речь идет о перепрограммировании компьютера, управляющего работой силового агрегата, то есть перепрошивке. Важным моментом становится то, что всё делается «по проводам», никакого механического вмешательства чип-тюнинг не предполагает. Но стоит ли его делать или нет? Есть ли у него какие-то минусы или только плюсы? И что из того, что говорят, правда, а что выдумки?

Атмосферные моторы. Большинство водителей уверены в том, что чип-тюнинг увеличивает мощность мотора на 20-30%. Это одновременно и миф, и правда. Тут очень многое зависит о того, о каком именно моторе идет речь. Так, для бензиновых турбомоторов и турбодизелей это чистая правда, а вот для атмосферных агрегатов вымысел, поскольку они устроены несколько по-другому.

Мифы о чип-тюнинге или «почему так не делают с завода» 3

Атмосферный мотор может увеличить свою мощность от силы на 10% из-за более точных настроек, которые проводятся механически. Других способов просто нет. Чтобы мотор выдавал больше мощности, ему нужно больше воздуха. А без механического вмешательства атмосферный двигатель не может получить больше воздуха, чем заложено производителем.

Мифы о чип-тюнинге или «почему так не делают с завода» 4

Однако, водители должны знать, что есть и исключения, которые касаются моторов, выпущенных с завода производителя с разной степенью дефорсирования. Это зависит не только от модели автомобиля, но и от производителей, которые понимают данный нюанс и учитывают его, разрабатывая свои машины.

Мифы о чип-тюнинге или «почему так не делают с завода» 5

Турбированный мотор. Увеличить мощность таких силовых агрегатов вполне реально и многие это успешно делают, что позволяет в дальнейшем беспрепятственно эксплуатировать автомобили. Но нужно понимать, что у разных моторов будет совершенно разный прирост мощности и это нужно обязательно учитывать.

Мифы о чип-тюнинге или «почему так не делают с завода» 6

Наиболее проблематичными считаются моторы корейских производителей Hyundai, Kia. Все дело в том, что, вне зависимости от производителей, потенциал для чип-тюнинга тоже весьма мал.

Объем двигателя. Ошибочно принято считать, что у больших по объему двигателей гораздо выше потенциал для проведения перепрошивки. Но, как показывает практика, это вовсе не так. Все зависит от каждого конкретного мотора, а не от его объема.

Посторонние моменты. Перед тем, как провести данную процедуру, водителям необходимо понимать, что эксплуатация автомобилей после нее значительно поменяется.

У машин с атмосферными моторами, мощность которых после чиповки увеличивается не более чем на 10%, за трансмиссию в целом можно не бояться, обычно такое улучшение характеристик двигателя перекрывается погрешностью запаса прочности коробки. С турбодизелями и турбодвигателями ситуация обстоит более просто, поэтому водители таких машин могут задуматься о перепрошивке.

Ресурс и гарантия. Многие водители уверены в том, что после перепрошивки ресурс работы мотора значительно уменьшается. Но это не так, все зависит от стиля эксплуатации, особенностей вождения и регулярного выполнения технического обслуживания. Конечно, перепрошивать сломанный силовой агрегат просто бессмысленно, а вот для нормального мотора это может пойти только на пользу.

Гарантия зависит от того, кто именно занимался процедурой перепрошивки, так как если ее выполняют профессионалы, то они готовы дать гарантию, а если это выполнено самостоятельно и не совсем качественно, то говорить о какой-либо гарантии просто глупо и бессмысленно.

Дилеры, как правило, проводят предварительную диагностику автомобиля, определяя необходимо ли делать чип-тюнинг или лучше прежде всего, заняться ремонтными работами автомобиля, а уже потом переходить к его перепрошивке.

Заключение. Вывод достаточно простой. Если автомобиль часто работает на износ, то водителям стоит обратить внимание на эту процедуру, поскольку она позволит существенно упростить задачу для машины. Если же необходимости в такой работе нет, то бессмысленно тратить время и средства на осуществление перепрошивки.

Быстрее, мощнее, экономичнее… или нет? Все мифы о чип-тюнинге

Отношение к чип-тюнингу в России приблизительно такое же, как к искусству филиппинских хилеров: или “о, очень круто”, или “фигня какая-то”. Середины, как правило, нет. Зато есть великое множество стереотипов, часть из которых оказываются правдой, а часть – бредом сивой кобылы, отсутствующей в паспортной мощности двигателя. Попробуем разобраться, какие из утверждений о чип-тюнинге можно считать соответствующими действительности, а что является искренним заблуждением автолюбителей.

Нереальная прибавка

Вот заеду в тюнинг-ателье на машине с мотором МеМЗ объёмом 1,3 л, и он после этого выдаст вдвое больше “лошадей”!

У вы, вдвое мощность увеличить нельзя. Многие обещают прибавку в 20%, но такое возможно только для турбомотора. Для атмосферного мотора серьёзно можно говорить о прибавке в пределах 10%. Достигается она за счёт более точной настройки. Других способов просто нет, атмосферный мотор не может в пассивном режиме получить больше воздуха, чем заложено его производителем. Так что для него увеличение более чем на 10% — фантастика.

Исключение составляют лишь моторы с несколькими уровнями дефорсирования относительно максимальной мощности, заложенными разработчиками. Тут можно вспомнить современный 1,6 серии EA211 от Фольксвагена, который выпускают в версиях на 90 и 110 л.с., а также Mercedes-Benz M276 (249 и 306 л.с.), и некоторые другие, которые имеют абсолютно одинаковое “железо”, но разные прошивки. Тут прирост возможен, но это — единственное исключение из “правила десяти процентов”.

Турбомоторы имеют больший потенциал для чип-тюнинга. Как правило, прирост составляет от 15 до 20%. Иногда можно прибавить даже 50%, но такое возможно только в случае, описанном чуть выше для атмосферных моторов. Пример для турбированных моторов — Volvo с их D3, D4 и D5. Все эти моторы могут выдать до 260-270 л.с., хотя самый слабый в стоке имеет всего лишь 163 л.с.

Под капотом Volvo S80 D5

Под капотом Volvo S80 D5 ‘2009–11

Отдельного упоминания заслуживают моторы, которые уже с завода выходят с высокой степенью форсирования. Такой, например, стоит на Nissan Juke 1,6 турбо: 200 с лишним “лошадей” с такого объёма — это уже потолок, и ожидать существенного прироста мощности в таких случаях не стоит (не более 15 л.с., которые даже заметить будет трудно), хотя мотор и наддувный. Ну или новые моторы c непосредственным впрыском от Kia и Hyundai — тут потенциал тоже маленький. И если вам обещают с ними прибавку в 30%, то, скорее всего, перед вами люди, которые работают по шаблону “наддувный мотор — плюс 30%”. На таких моторах такой прибавки не будет.

Под капотом Nissan Juke

Под капотом Nissan Juke ‘2014–н.в.

Ситуация с турбодизелем практически такая же, как и с бензиновыми мотором. Тут можно ожидать почти такую же прибавку в 20-30%.

Больше — значит лучше

Следующее распространённое мнение звучит приблизительно так: относительный прирост мощности с трёхлитрового V6 всегда больше, чем с полуторалитровой рядной “четвёрки”. Больше объём — больше потенциал для чип-тюнинга.

Это не так — конечно, если речь идёт именно о процентном соотношении. Ведь 12-20 лошадиных сил прибавляют, например, Mitsubishi Lancer с мотором 1,8 л и Cadillac Escalade с двигателем 6,2 л. Тут всё зависит от того, какой запас есть у мотора конструктивно. Одинаково небольшой прирост мощности можно получить и от Infiniti (3,7 л — не более 10 л.с.), и от Hyundai Solaris (1,6 л — 7-8 л.с.). Так что мнение о том, что с более объёмного мотора всегда можно получить более серьёзную прибавку, ошибочно.

Под капотом Cadillac Escalade 2015–н.в.

Под капотом Cadillac Escalade 2015–н.в.

Ломать — так всё!

Ещё один стереотип о чип-тюнинге: повышенная в его ходе мощность (точнее, крутящий момент) сокращает ресурс трансмиссии. Особенно это опасно для АКПП и коробок-роботов. Так ли это?

Если коротко — да. В любом случае с ростом момента растёт и нагрузка на трансмиссию. Другое дело, насколько эта возросшая нагрузка будет критична для конкретной трансмиссии. С атмосферными моторами как-то попроще: те же 10% обычно укладываются в процент погрешности запаса прочности коробки, и никакая КПП такого роста даже не заметит. Тут даже ресурсные испытания разницы не покажут.

Другой вопрос — турбодизель, у которого исходный крутящий момент уже большой. Например, 500 Нм. Мы прибавляем ещё 150, а трансмиссия рассчитана, предположим, на 550 Нм. В этом случае, конечно же, что-то плохое произойти может. Но если речь идёт о машине, где есть ограничения по трансмиссии, хорошие тюнинг-ателье всегда это учитывают, и в прошивке не увеличивают момент на величину большую, чем может переварить трансмиссия.

Тут встаёт первый вопрос философии тюнинга: делать его вообще или нет? Тут уже выбирать вам. И помнить, что тюнинг предполагает неизбежный рост нагрузок на узлы и агрегаты. Чтобы вам там ни писали в интернете, тюнинга без снижения ресурса не бывает.

… и продолжим

Тут совершенно логично вспомнить следующее мнение: чип-тюнинг значительно снижает ресурс мотора. Неужели это всегда так? И да, и нет. Всё зависит от того, какой стоит мотор, какой у него с завода заложен запас, и какой вообще предполагается чип-тюнинг. Последний вопрос особенно интересен.

Вспоминается история, когда одна в целом известная немецкая компания, корифей тюнинга, развалила три атмосферных мотора Chevrolet Cruze подряд. Который сломать тюнингом, на первый взгляд, сложно. Дело было в настолько раннем угле опережения зажигания, что начиналась детонация, которая разрушала поршни. С другой стороны, есть множество клиентов, которые долго и счастливо живут с изначально форсированными чипованными турбомоторами, которые при тщательной настройке свой ресурс смогли сохранить. Поэтому сильно перебарщивать с чип-тюнингом не надо, зато надо знать, как в ходе перепрошивки правильно настроить двигатель.

Читайте также  Не греет печка, шесть основных причин

Под капотом Chevrolet Cruze

Под капотом Chevrolet Cruze ‘2016–н.в.

Да, рост момента способен снизить ресурс агрегатов. Но главный фактор — то, как вы будете распоряжаться полученной прибавкой. Если вы ездите в режиме “газ в пол — холостой ход”, то прибавка в 20% на те же 20% сократит ресурс мотора. А вот если сохранить спокойную манеру, а все блага тюнинга использовать только при необходимости (например, при обгонах), то век мотора не станет короче.

Есть у меня сосед по гаражу, зовут его Санёк, так тот за пятьсот рублей заливает ту же прошивку, скачанную из Интернета, которую в тюнинг-ателье жадные дядьки заливают за 10-12 тысяч. И я этим извергам за ту же работу столько платить не собираюсь.

Может, такое иногда и бывает, но часто такую работу приходится переделывать. Санёк не знает, что за прошивку он заливает, какие параметры меняет, и как это отразится на работе мотора. Иногда в эту лотерею можно выиграть. Но редко.

Работа тюнинг-ателье подразумевает постоянные расходы, и расходы большие. Связаны они с приобретением нового оборудования, почти каждый месяц выходит что-то новое, нужно покупать новые протоколы, инструменты для контроля. Те же мощностные стенды работают у тюнеров постоянно, они изнашиваются. Труд специалистов (хороших), работающих на них, тоже стоит дорого. Всё это надо оплачивать.

Прошивку тоже нельзя просто так откуда-то скачать. Её надо разработать (или купить), настроить, надо сделать и замеры на стенде, иногда — ресурсные испытания. Всё это заложено в стоимость программы.

Съездил на чип-тюнинг, денег отдал, а машина ни фига не едет. Не чувствую прибавки!

Случаются такие кейсы. Особенно это актуально для владельцев автомобилей с атмосферными моторами: 10% прибавки почувствовать трудно. Хотя некоторые не чувствуют прибавку и в 60 л.с. Дело в том, что “попомер” водителя — не самый точный инструмент. Спортсмены, которые настраивают автомобили перед гонками, могут почувствовать изменение даже в одну лошадиную силу, они очень хорошо знают свои моторы, а вот “гражданские лица” на такое обычно не способны. Тут надо обязательно проводить замеры до и после, ощущения — вещь обманчивая. И отсутствие прибавки — это не всегда факт.

Я приехал на тюнинг на почти новом автомобиле (которому десять лет, не битый, не крашеный, без пробега по РФ). Криворукие специалисты во время работы залепили жвачкой масляные каналы на коленвале, и мой 1,4 TSI, который может проехать миллион километров без ремонта, на выезде из бокса закоксовался и заглох. Теперь из-за этих бездарей я вынужден ремонтировать машину.

Бывает такое в жизни? Да, бывает. Развалить мотор неправильной настройкой можно на раз-два-три. Даже хороший мотор может проработать после тюнинга буквально полторы минуты. Всё зависит от тюнеров. Во-первых, перед тюнингом надо провести диагностику мотора, выявить все скрытые и явные неисправности. Во-вторых, программу надо не просто залить, но и настроить под конкретный мотор: даже стоковое “железо” имеет свои особенности.

Впрочем, даже у приличных тюнинг-ателье случаются ошибки. Редко, но бывают. Тут надо понимать, что при большом потоке некоторый процент неудач неизбежен. К тому же бывает, что у двигателя есть какое-то трудно диагностируемое слабое звено, которое может "порваться" именно после тюнинга. Любой, кто идёт на тюнинг, должен это осознавать. И если вы опасаетесь, что что-то пойдёт не так, лучше ездите на стоке.

И никогда нельзя браться за чип-тюнинг неисправного автомобиля. Прошивка не вылечит ни течь масла, ни умерший лямбда-зонд. Сначала — ремонт, потом — тюнинг.

Я езжу на Focus RS, меня всё устраивает, но приходится лить 98-й бензин. Да и масло дороговато. Мне приходится экономить на “дошираке”, и меня это бесит. Ладно, сделаю чип-тюнинг, после которого можно будет лить 92-й бензин и “минералочку” 10W40 по 600 рублей за пять литров. Тогда и заживу.

Насчёт масла — это вряд ли. А вот изменить марку подходящего бензина иногда действительно можно. Конечно, при условии, что мотор конструктивно предназначен для использования топлива с другим октановым числом. В первую очередь, имеет значение его степень сжатия. Но есть и другая сторона медали.

Применение низкооктанового бензина приведёт к снижению мощности. И чтобы машина более-менее ехала, придётся сильнее “давить на тапочку”. Да, бензин можно заливать дешевле, но расход его вырастет. Так что экономить на этом не получится.

Купил Hyundai i40 с двухлитровым мотором. Чипанул, он показал вместо 149 почти 170 л.с. И это правильно: в России у него другая прошивка, с которой можно попасть в налоговую ставку до 150 л.с. Всё прекрасно, но я потерял гарантию.

Некоторые дилеры не следят за установленной прошивкой, другие действительно считают чип-тюнинг поводом для отказа от гарантийного обслуживания. Важно, какие методы применяет производитель для защиты от чип-тюнинга на текущий момент. Буквально два года назад проверку проводили единичные дилеры, сейчас процедуру проверки ПО внедряют всё больше производителей.

Но и тюнинг-ателье не стоят на месте. Есть прошивки, которые проходят проверку на оригинальность, и дилеры не могут заметить изменений в ПО. Вместе с тем на некоторых марках “обмануть” дилера невозможно.

dealer repair station

Другие производители идут на хитрости. Например, BMW. У них процедура проверки происходит каждый раз при подключении диагностического сканера, информация о ПО поступает на сервер компании в Мюнхене, но дилеру о результатах проверки ничего не сообщается. Клиент продолжает ездить на ТО, оставляет там хорошие деньги, но в случае поломки внезапно для себя выясняет, что его автомобиль уже давно снят с гарантии.

Вместо заключения

В общем-то, выводы просты: тюнинг может быть действительно опасным для мотора. И очень важно правильно выбрать компанию, которой доверите свой автомобиль.

И сто раз подумать: а нужен ли мне чип-тюнинг вообще? И если нужен, то делать однозначно. Живём раз, и вряд ли кто-то из нас будет пытаться сохранить свою машину для внуков. Не стоят они того. В смысле, машины.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812)385-50-82) и лично Станислава Мельникова.

Прошивка ЭБУ

Любой современный автомобиль представляет собой сложную систему, состоящую не только из механических, но и из электронных компонентов. При этом вторые имеют ничуть не меньшее значение. Электроника получает и отправляет сигналы, связывая между собой все системы и датчики авто. Сегодня рассмотрим такую тему, как прошивка ЭБУ (электронного блока управления) — что входит в этот процесс и для чего обычно применяют данную меру.

Прошивка ЭБУ автомобиля

Что дает перепрошивка ЭБУ

Правильным образом проведенный чип-тюнинг поможет сделать передвижением более комфортным за счет улучшения плавности работы механизмов. Кроме того, возможно повышение крутящего момента, снижение затрат топлива и увеличение мощности ДВС при помощи правильной калибровки и перепрошивки управляющего блока.

Однако следует понимать, что постоянные перенастройки, особенно выполняемые не профессионалами, негативно отразятся на состоянии техники. Лучше вдумчиво сделать это один раз и в дальнейшем наслаждаться комфортной работой авто.

В ходе прошивки машины корректируются несколько тысяч параметров, от которых зависит качество работы автомобиля. Например:

  • Показатели угла опережения зажигания;
  • Параметры запуска мотора;
  • Критерии подачи топливной смеси и пр.

Корректировки вносятся с помощью специального диагностического программатора, который подключается к разъему ЭБУ при помощи соответствующего провода. Для этого не требуется выпивать и демонтировать плату бортового компьютера. Некоторые автомобили не позволяют подключить программатор и изменить какие-либо параметры.

Примечательно, что при изменении настроек всегда сохраняется в памяти заводской вариант. Можно сбросить компьютер до дефолтных параметров, если что-то пойдет не так.

Какие прошивки бывают

Самые качественные прошивки — у производителей оборудования из Германии и Америке, а также из других западных стран. В Российской Федерации значительно меньше по-настоящему хороших вариантов – это отчасти объясняется тем, что производители ставят на авто защиту от перепрограммирования еще на заводе. Чтобы ее обойти, потребуется дорогое профессиональное оборудование, которое есть только в лучших автосервисах.

Возможно ли выполнить прошивку самому и как это сделать

В целях экономии многие автовладельцы пытаются выполнить перепрошивку автомобиля своими руками. Это допустимо только в том случае, если вы отлично разбираетесь и в автомобилях, и в особенностях программирования. Рассмотрим основные методы чип-тюнинга.

Прошивка мозгов автомобиля

Чип-боксинг

Наиболее простой путь, применимый для новичков. Необходимо подобрать подходящий чип-бокс исходя из конкретных показателей двигателя своего автомобиля. Бокс подключается к авто через обычный диагностический вход электронного блока управления, после его проводится последующая настройка установленным устройством. Достаточно отключить бокс от разъема, чтобы возвратить авто к заводским настройкам.

Данный метод способен ощутимо улучшить показатели работы двигателя, однако при этом может сократить продолжительность эксплуатации механизмов.

Самостоятельная перепрошивка чипа

Важно понимать, что суть работы с чипом — не в том, чтобы подменить входящие сигналы, а в том, чтобы заставить электронику работать на новых сигналах. Работа достаточно тонкая и сложная, которая, кроме того, требует наличия определенного оборудования и ПО. Что понадобится для прошивки мозгов авто:

  • Ноутбук, рекомендуется с лицензионным программным обеспечением.
  • Прошивка. К ее выбору следует относиться ответственно и брать либо ту, которая уже проверена знакомыми на аналогичном автомобиле, либо официальную от производителя.
  • Программатор. Прибор (довольно дорогостоящий), при помощи которого непосредственно и проводится прошивка. Его можно взять в аренду.
  • Адаптеры. Необходимы для присоединения программатора к порту машины.

Самостоятельная прошивка автомобиля

На момент начала работы двигатель должен работать абсолютно исправно. Также позаботьтесь о стабильном доступе к электросети, чтобы ноутбук не разрядился в самый ответственный момент. Порядок действий по перепрошивке электронного блока управления:

  1. Включить компьютер, на который установлены подходящие драйвера.
  2. Подключить программатор к ноутбуку.
  3. Выключить зажигание.
  4. Подключить к диагностическому порту колодку адаптера.
  5. Включить ноутбук, затем активировать зажигание.
  6. Запустить программное обеспечение и выбрать ошибки, которые нужно устранить.
  7. Подождать завершения работы.
  8. Запустить файл, содержащий новую прошивку.
  9. Подождать, пока новое ПО установится.
  10. Выключить на пять минут зажигание.
  11. Включить зажигание и программно проверить наличие ошибок.

Если ошибки все же остались, возможно придется повторить операцию или подыскать другую прошивку. Если ошибок нет, можно запустить машину и проверить качество ее работы.

Недостатки вмешательства в ЭБУ

Необходимо обладать навыками и опытом работы, чтобы качественно прошивать автомобили. Это действительно очень важно. Также только квалифицированный мастер сможет подобрать настройки, идеально подходящие для конкретной машины, чтобы процедура обновления принесла только пользу, а не дополнительные проблемы.

Читайте также  Почему нельзя отдавать машину в трейд-ин официальным дилерам

Экономия при собственноручном выполнении задачи минимальна. А если действие будет выполнено неправильно, то последующий ремонт обойдется даже дороже.

10 заблуждений про чип-тюнинг автомобилей

  1. Пропадает гарантия производителя. На самом деле: если все сделано по инструкции, то официальный дилер никогда не заметить модификации.
  2. Возрастает расход топлива. На самом деле: расход должен уменьшиться. Миф об увеличении произошел на основе того, что большинство людей после тюнинга начинают ездить активнее и агрессивнее.
  3. Исчерпывается ресурс двигателя. На самом деле: никакого радикального воздействия на мотор не указывается (при грамотном выполнении перепрошивки).
  4. Изменения нельзя откатить. На самом деле: всегда остается резервная копия дефолтных настроек, которую можно восстановить.
  5. При смене прошивки ПО в блоке кардинально меняется, либо нужна физическая перепайка. На самом деле: процесс схож с переустановкой операционной системы на компьютере. Компьютер при этом остается невредимым.
  6. Помимо ЭБУ двигателя требуется прошивать ЭБУ АБС, АКПП и иных блоков. На самом деле: всё зависит от ситуации, иногда это требуется, но далеко не всегда.
  7. Машина будет работать на износ. На самом деле: некачественные прошивки и правда этим грешат. Но если специалист сделал все правильно, то прошивка будет хорошо прокатана и сбалансирована, переживать не о чем.
  8. Заводские настройки – оптимальные, их не нужно менять. На самом деле: производители зачастую вынуждены целенаправленно занижать характеристики авто из-за требований экологии. В стремлении сделать автомобиль соответствующим мировым нормами завод устанавливает дополнительные датчики, клапаны, катализаторы, а также программно понижать мощность мотора.
  9. Перепрошивка «мозгов» не имеет смысла, если авто не оборудовано турбиной. На самом деле: довольно часто процедуру проводят и на машинах без турбины, хотя с ней процесс определенно интереснее. Можно снизить вероятность кик-дауна, повысить эластичность частичного нажатия на педаль газа, сгладить турбояму.
  10. Прошивка автомобиля с бензиновым двигателем не возымеет действия. На самом деле: прошивок очень много и под любые виды авто.

Прошивка автомобиля

Часто задаваемые вопросы про перепрошивку мозгов авто

Зачем нужна предварительная диагностика?

Чип-тюнинг можно делать исключительно на исправном двигателе. Поэтому необходимо убедиться в его нормальном состоянии перед началом работы.

Возможна ли прибавка мощности в несколько раз, как обещают некоторые специалисты?

Нет. Любое обещание прибавки мощности в 5-10 и больше раз – явный обман.

Какие наиболее распространенные причины для прошивки ЭБУ?

При удалении катализатора, при глюках иммобилайзера, для снижения расхода бензина, для улучшения динамических характеристик машины.

Плюсы и минусы смены прошивки?

  • быстрая модернизация;
  • увеличение мощности мотора без серьезных технических вмешательств;
  • повышение плавности движения;
  • возможность быстрого сброса до заводских настроек;
  • программа может «заточить» двигатель авто под другой вид топлива (к примеру, под 92 вместо 95);
  • подходит и для гарантийных машин;
  • позволяет снять ограничение скорости;
  • помогает устранить ошибки двигателя;
  • есть много разных прошивок под любые автомобили.

Минусы:

  • если на ВАЗ стоимость перепрошивки не бьет по карману, то на иномарках это обходится заметно дороже;
  • при неквалифицированном вмешательстве возможны отрицательные последствия: увеличение расхода бензина, усиление износа мотора и даже сгоревший электронный блок.

Вместо того, чтобы перепрошивать автомобильный ЭБУ своими руками, предлагаем обратиться за диагностикой и калибровкой в наш автосервис в Санкт-Петербурге. Контакты вы найдете на сайте — свяжитесь с нами прямо сейчас.

Чип-тюнинг: как не угробить автомобиль?

Специализированных компаний и гаражных специалистов, предлагающих взбодрить двигатель, — масса. Их услуги пользуются устойчивым спросом. К примеру, только одна из известных крупных фирм в месяц перенастраивает до 3000 автомобилей.

Вся тюнинговая братия работает по общим законам, идентичны и последствия вмешательства в рабочие процессы двигателей. Положительные и отрицательные стороны чип-тюнинга мы рассмотрим на примере автомобилей концерна Volkswagen — их наибо­лее часто подвергают перенастройке.

Чтобы не распыляться, остановимся на самом востребованном варианте чип-тюнинга — когда вмешиваются только в электронику и не затрагивают «железо». Упор сделаем на турбомоторы, так как их перепрошивка позволяет поднять мощность и крутящий момент на 30–50%. Для атмосферных прирост чаще всего не превышает 10%.

Сливки мощности

Чип-тюнинг позволяет наслаждаться поведением взбодренного автомобиля не только на трек-днях, но и в повседневной толкотне мегаполисов. Среди бонусов — снижение «задумчивости» и задемпфированности реакций на нажатие педали газа, которой сейчас страдают чуть ли не все массовые модели, и улучшенная адаптация к качеству топлива конкретного типа: некоторые фирмы предлагают прошивки двух видов — например, под 95‑й и 98‑й бензин.

Качественный чип-тюнинг не повышает расход топлива. Более того, в некоторых режимах езды, особенно если двигатель дизельный, возможна его экономия: 5–10%. Фантастика? Мне довелось замерять расход топлива на чипованном дизельном Тигуане нового поколения. Фактическое снижение в смешанном цикле составило 300 мл (измеряли методом долива, используя мерные емкости). Это объяснимо. Наибольший мгновенный расход приходится на переходные и разгонные режимы. При ускорении чипованный двигатель на тех же оборотах имеет больший крутящий момент, а коробка дольше удерживает низшие ступени. Автомобиль разгоняется быстрее, но потребляет топлива не больше, чем при штатной прошивке.

Подобные преимущества трудно получить при установке дешевых программ гаражников или любителей «настольного чипа». Обычно они добавляют мотору мощности и момента в режиме «вкл/выкл» (при нажатии на педаль газа). Калибровщики меняют ограниченное число параметров, не озадачиваясь проверкой программ в реальных дорожных условиях. В итоге автомобиль больше подходит для гоночного трека — на нем становится неудобно ездить в городе из-за обилия пинков, рывков ­и дерготни в различных режимах.

Побочные эффекты

Бесплатного сыра не бывает. Даже качественные прошивки пагубно влияют на ресурс двигателя и коробки передач, что уж говорить о более дешевых программах. Официальные дилеры наловчились выявлять факты чип-тюнинга при обращении владельцев с жалобами на работу силового агрегата, даже если предварительно был сделан «откат» на заводскую программу. Примерно с февраля 2017 года дилеры Volkswagen Group начали массово разоблачать любителей «допинга».

Нейтрализатор, сажевый фильтр, EGR

Сомнительная затея — удаление сажевых фильтров. Мало кому понравится, когда современная дизельная легковушка начинает пахнуть древним КАМАЗом. Вдобавок эта операция требует большого опыта: нужно грамотно «обдурить» программу управления, чтобы та не докучала сообщениями о всяческих ошибках. С другой стороны, оставленный сажевый фильтр будет быстрее забиваться (даже с хорошим софтом интервалы его регенерации сокращаются). А значит, в нем быстрее скопится критическая масса отложений, остающихся после прожигания сажи.

Из-за увеличения потока отработавших газов раньше забьется и нейтрализатор бензинового двигателя. И это с грамотно составленной программой. А дешевый софт может и вовсе привести к быстрому оплавлению сот нейтрализатора. Поэтому крупные зарубежные фирмы вообще не трогают экологические системы двигателя. Ведь они делают софт для глобального рынка, а нормы выбросов вредных веществ во многих странах довольно суровы.

Двигатель

У любого двигателя вследствие повышенной нагрузки раньше наступает момент общей усталости. Растет износ цилиндропоршневой группы, вкладышей, цепей ГРМ и остальных элементов, которые страдают на стоковом моторе. Дешевые прошивки значительно повышают риск детонации из-за неполноценной подстройки топливоподачи. Наибольшие разрушения связаны обычно с чрезмерным обеднением топливовоздушной смеси.

Турбокомпрессор

Повышение давления наддува сильно влияет на здоровье турбокомпрессора. Любая турбина рассчитана на максимально допустимые обороты вала. При превышении этого порога либо начнется характерный и непоправимый износ крыльчаток, либо спасует система смазки, из-за чего при чрезмерных оборотах вала может возникать масляное голодание, имеющее разрушительные последствия. В некоторых случаях от перегрева заклинивает вал, а в других — разрушаются масляные уплотнения. И турбина умирает.

Коробка передач

У механики первым делом сокращается ресурс сцепления. А если водитель любит участвовать в светофорных гонках, сдается и начинка — синхронизаторы, шестерни, подшипники.

Роботизированные коробки, конструктивно схожие с обычной механикой, страдают примерно так же. Ресурс двойного сцепления (сухого или мокрого) снижается в среднем раза в полтора. Из-за активных стартов с места быстро умирают не только шестерни и подшипники, но и корпусы дифференциалов. Тюнинговый софт не вредит здоровью лишь мехатроников.

У автоматов при превышении допустимого момента не хватает давления в пакетах фрикционов, чтобы его выдерживать. Они начинают активнее пробуксовывать, и продукты износа быстро убивают остальные элементы коробки.

Частные консультации

Трудно назвать даже примерно, насколько снижается ресурс узлов и агрегатов после чип-тюнинга, — многое зависит от конкретной пары мотор/коробка. Хватает примеров из реальной жизни, когда удачные агрегаты «на стероидах» живут долго и счастливо — правда, при адекватной эксплуатации и грамотном уходе. Мероприятия, желательные для обычного автомобиля, критически важны для пережившего чип-тюнинг: замена технических жидкостей с сокращенным интервалом, сезонная проверка состояния радиаторов, использование качественных расходников и масел.

Среди фольксвагеновских моторов, которым чип-тюнинг полезен, отмечают, например, упомянутый выше бензиновый 2.0 TSI (220 л.с.) и дизель 3.0 TDI. Плохо переносит перенастройку парочка двигателей с двойным наддувом: 1.4 TSI предыдущего поколения (150 л.с.) и 2.0 TDI (224 л.с.). Из этих моторов уже в штатном варианте выжаты все соки.

Если вы решились на чип-тюнинг, советую отдать предпочтение именитым фирмам. У каждой свой особенный подход, наработки и софт. Не стесняйтесь проявлять дотошность, расспрашивая специалистов, поизу­чайте отзывы автовладельцев. Одни фирмы предлагают действительно универсальные прошивки, позволяющие комфортно передвигаться в любых условиях, другие концентрируются на максимальной отдаче на треке — а это значит, что добавится дискомфорта при движении по городу.

Качественные программы обходятся обычно не дешевле 30 000 рублей. Честные конторы сразу предупреждают обо всех рисках и просят подписать соответствующую бумагу в подтверждение того, что клиент о них осведомлен. Грамотные сервисмены всегда выполняют входную диагностику автомобиля, проверяя состояние двигателя и коробки передач. Вдобавок они предоставляют клиенту возможность в течение 30 дней отказаться от программы и получить назад свои деньги.

Семь раз отмерь

Крупные чип-тюнинговые фирмы очень серьезно подходят к проверке разработанного ими софта. Например, американские компании тратят на стендовые испытания (на динамометрических стендах) автомобилей с новыми прошивками лишь пятую часть времени, а остальное приходится на дорожные тесты. При этом используют ресурсы своих дилеров по всему миру, в том числе и в России, и в итоге подготавливают несколько прошивок — для разных рынков, с учетом местных особенностей эксплуатации машин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: