Признаки неисправности сцепления и возможные причины поломки

Симптомы неисправности сцепления

При интенсивной эксплуатации автомобиля могут возникнуть различные неисправности сцепления. Различают неисправности собственно сцепления и неисправности привода сцепления. К неисправностям сцепления относятся:

износ и повреждения накладок ведомого диска;
деформация ведомого диска;
замасливание накладок ведомого диска;
износ шлицев ведомого диска;
износ или поломка демпферных пружин;
поломка или ослабление диафрагменной пружины;
износ или поломка подшипника выключения сцепления;
износ поверхности маховика;
износ поверхности нажимного диска;
заедание вилки выключения сцепления.

Привод сцепления в зависимости от вида может иметь следующие неисправности:

а) механический привод

заедание, удлинение или повреждение троса;
повреждение рычажной системы;
б) гидравлический привод

засорение гидропривода;
нарушение герметичности системы (подтекание рабочей жидкости, наличие воздуха в системе);
неисправность рабочего цилиндра (повреждение манжеты).

Износ и поломка конструктивных элементов сцепления происходят, в основном, из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: трогание с места на высоких оборотах, нога на педали сцепления во время движения.

Одной из причин поломки или износа может стать предельный срок эксплуатации элементов сцепления. В большей степени это касается ведомого диска сцепления, имеющего ограниченный ресурс. При соблюдении правил эксплуатации данный элемент исправно служит свыше 100 тыс.км пробега. У «гонщиков» сцепление редко доживает до 50 тыс.км.

Причиной поломки сцепления может стать и низкое качество комплектующих. При покупке запасных частей предпочтение следует отдавать оригинальным деталям.

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска происходит при попадании на них масла вследствие износа или повреждения сальников двигателя или коробки передач.

Неисправности сцепления хорошо диагностируются по внешним признакам. Вместе с тем, один внешний признак может соответствовать нескольким неисправностям сцепления. Поэтому конкретные неисправности сцепления устанавливаются, как правило, при его разборке.

Внешними признаками неисправностей сцепления являются:

неполное выключение (сцепление «ведет»);
неполное включение (сцепление «буксует»);
рывки при работе сцепления;
вибрация при включении сцепления;
шум при выключении сцепления.

Неполное выключение сопровождается затрудненным включением передач на работающем двигателе, шумом, треском при переключении передач, увеличением свободного хода педали сцепления.

«Пробуксовка» сцепления характеризуется запахом от горения фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной динамикой автомобиля, перегревом двигателя, повышенным расходом топлива.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности сцепления:

сцепление «ведет»:

деформация ведомого диска;
износ шлицев ведомого диска;
износ или повреждение накладок ведомого диска;
поломка или ослабление диафрагменной пружины;
неисправность рабочего цилиндра;
засорение гидропривода;
нарушение герметичности привода;
заедание, удлинение или повреждение троса;
повреждение рычажной системы

сцепление «буксует»:

износ или повреждение накладок ведомого диска;
замасливание ведомого диска;
поломка или ослабление диафрагменной пружины;
износ рабочей поверхности маховика;
засорение гидропривода;
неисправность рабочего цилиндра;
заедание троса;
заедание вилки выключения сцепления

рывки при работе сцепления:

износ или повреждение накладок ведомого диска;
замасливание ведомого диска;
заедание ступицы ведомого диска на шлицах;
деформация диафрагменной пружины;
износ или поломка демпферных пружин;
коробление нажимного диска;
ослабление опор крепления двигателя

вибрация при включении сцепления:

износ шлицев ведомого диска;
деформация ведомого диска;
замасливание ведомого диска;
деформация диафрагменной пружины;
ослабление опор крепления двигателя

Неисправности сцепления: признаки, причины, способы устранения

Сцепление(устар. назв. «муфта») является одним из основных узлов любого автомобиля, от развозного пикапа до тяжелого грузовика. Как известно, оно обеспечивает плавное начало движения и отсоединение силового агрегата при переключении скоростей.

неисправности сцепления

Как любой сложный механизм, сцепление время от времени выходит из строя. Ниже перечислены типы поломок, их признаки, причины из-за которых это происходит, а также даны советы по устранению.

  1. Как работает сцепление
  2. Неисправности
    • Педаль проваливается, передачи не включаются
    • Подгорают накладки
    • Обороты растут, а скорость — нет
    • Муфта шумит
    • Вибрация
    • Рычаг КПП двигается тяжело, со скрежетом
  3. Заключение

Как работает сцепление

Неисправности сцепления

Водителям со стажем хорошо известны устройство и принцип работы сцепления. Но среди новичков подобным знанием может похвалиться не каждый. Поэтому, прежде чем рассказывать о неисправностях, есть смысл разобраться с тем, что это вообще такое.

Модель …

Физический принцип, на котором основана работа муфты, заключается в наличии силы трения между соприкасающимися поверхностями. Упрощенную модель данного устройства можно представить в виде двух соосных дисков, ведущего и ведомого. Один из них может перемещаться под действием управляющего рычага. Первый соединен с приводом. Второй подключен к трансмиссии.

Начиная движение, водитель «выжимает муфту» и диски расходятся. Ведомый неподвижен, т.е. сцепление находится в позиции «выключено». Затем водитель включает первую передачу, добавляет газ и постепенно отпускает педаль. Диски сближаются. В какой-то момент их поверхности начинают контактировать между собой, но пока еще с проскальзыванием.

Поэтому ведомый тоже начинает вращаться, но его крутящий момент меньше, чем у ведущего. Далее первый диск плотнее прижимается ко второму, проскальзывание уменьшается, ведомый вращается все быстрее. После полного прижатия дисков друг к другу проскальзывание равно нулю, угловые скорости одинаковые. Сцепление включено.

… И в реальности

По сравнению с описанной выше физической моделью, муфта автомобиля будет посложнее. Хотя принцип действия — тот же. Основными узлами являются:

  • Корзина. Прикручивается к маховику. В ее центре находятся поджимающиеся лепестки, с внутренней стороны — подвижный нажимной диск.
  • Диск ведомый на валу КПП. В его центре по кругу стоят демпферные пружинки. С одной стороны находится маховик, с другой — корзина.
  • Подшипник подвижный выжимной. Заставляет подгибаться лепестки.

Для лучшего контакта, на обоих дисках выполнены широкие кольцевые поверхности с повышенной шероховатостью. То же — на маховике.

Если сцепление включено и мотор соединен с трансмиссией,нажимной диск прижимает ведомый к маховику. Когда шофер утапливает педаль муфты, чтобы его выключить, подшипник подгибает лепестки.Диски расходятся в стороны. Соединение мотора с трансмиссией прерывается.

Когда педаль полностью отпущена, нажимной возвращается в исходное положение. Плоскости трения снова касаются одна к другой и остаются в таком состоянии, сообщая крутящий момент от мотора на КПП. Т .о. сцепление автомобиля является нормально включенным механизмом.

Неисправности

В приведенном ниже тексте поломки муфты располагаются в убывающем порядке. Сначала описаны популярные, в конце – те, что происходят нечасто.

Педаль проваливается, передачи не включаются

Неисправности сцепления

Среди частых неприятностей со сцеплением встречается ситуация, когда педаль, после нажатия на нее ногой, не оказывает сопротивления и проваливается в пол. Мотор уже работает, а передача не включается. В этом случае неисправен привод муфты

Т.е., порвался трос либо поврежден гидропривод. Возможно, вилка оделась на шарнир из-за того, что протерлась. Ремонт заключается в замене поврежденной детали. Потом надо отрегулировать узел. Вилку иногда можно исправить наваркой.

Подгорают накладки

При старте, ускорении или на подъеме водитель чувствует неприятный запах. «Горят» накладки. Диск с пружинами изношен до такойстепени, что от поверхности трения уже практически ничего не осталось.

Неисправности сцепления

Могут просто сильно износиться пружины. Но подобное бывает редко, разве что на технике очень старой или китайского производства.
Что делать? Выход один — заменить ведомый диск. Притом, чем скорее, тем лучше. Иначе, из-за проскальзывания плоскостей корзина и маховик износятся очень быстро. Поскольку процедура требует снятия КПП, то желательно одновременно поменять еще и выжимной подшипник.

Срок его службы приблизительно такой же, как и ведомого диска, стоит он сравнительно недорого. А чтобы поставить новый, надо коробку снимать. Так лучше уж сразу, чтобы вскорости не пришлось снова демонтировать КПП – это сложно и дорого.

Обороты растут, а скорость — нет

Бывает, что на значительной скорости, когда включена высокая передача, водитель резко добавляет газ и мотор, как положено, «взвывает». А скорость почему-то не изменяется. Причина данной поломки аналогичная— накладки износились до предела.

Ну а пресловутый запах? Его ведь не слышно! Правильно, ведь авто едет быстро. Двигательная секция и днище хорошо продувается. В очень редких случаях причиной описанных выше неисправностей является замасленное сцепление.

Муфта шумит

Еще одна неприятность — когда водитель выжимает муфту, со стороны данного узла слышны непонятные звуки. Доносится какой-тонепонятный скрежет или гул, что-то шумит и т.п. В подавляющем большинстве случаев это износился подшипник. Технология ремонта зависит от автомобиля. На новых машинах поврежденную деталь придется заменить. На старых можно набить его смазкой.

Читайте также  Инструкция по выбору и применению герметиков для фар автомобиля

Теоретически, с такой поломкой можно ездить довольно долго. Ну, звуки будут неприятные, ладно, чего уж там. Практически, надо учитывать вероятность полного заклинивания подшипника. В общем, лучше сразу поставить новый. Можно проварить выжимной в тугоплавкой смазке. Но это — ненадолго.

Неисправности сцепления

У названной «беды» есть варианты. Если во время нажатия на педаль слышен звук на высоких тонах (противный писк) то подшипник полностью заклинил. Менять надо срочно, иначе «полетит» корзина сцепления и ремонт обойдется намного дороже.

Если слышен тихий писк и, возможно, скрежет, то не исключено, что разрушился подшипник маховика. Правда, такое бывает редко. Обычно указанную деталь меняют во время капремонта мотора или, когда снимают сцепление.

Вибрация

Бывает, начинаешь ехать или на ходу переключаешь скорость, и тут появляется вибрация с характерным неприятным частым постукиванием, машина дергается. Это может происходить из-за выхода из строя подушек мотора. Если же они целые (или их заменили, а вибрация не исчезла), тогда дело в муфте:

  • Демпферные пружины ломаются или сильно изнашиваются.
  • Диск с пружинами полностью разрушен либо частично осыпались его фрикционные накладки.
  • Корзина треснула.

На двухмассовом маховике тоже случаются неполадки. Еще одна возможность – неправильная настройка выжимных лапок. Но это очень редкий случай, т.к. последние пару десятков лет корзины с лапками ставят только на УАЗы. Чтобы разобраться, что именно произошло, придется снимать коробку и разбирать сцепление.

Неисправности сцепления

Вариантов решения вопроса два. Можно сразу купить сцепление в сборе, а, может быть, и двухмассовый маховик, и все поменять. Получится дороже, зато быстро. В противном случае, сначала надо разобрать муфту и найти причину. А уж потом заказать то, что вышло из строя, и поменять.

Так получится намного дешевле, но дольше. И, опять же, рекомендуется по ходу работы заменить выжимной подшипник. Иначе, не исключено, придется через какие-нибудь 10 000 км еще раз снимать сцепление, так что еще неизвестно, что дешевле.

Рычаг КПП двигается тяжело, со скрежетом

Если во время переключения для перемещения рычага КПП надо прилагать большое усилие, плюс прослушивается скрежет, это признак того, что сцепление выключается не полностью. Диски как следует не разводятся, сателлит продолжает вращаться.
Дальше — классика: «кто виноват?» и «что делать?»

  • Воздух в гидроприводе. Прокачать систему.
  • Вилка чрезмерно износилась либо деформировалась. Ремонту не подлежит, только замена.
  • Неправильная регулировка сцепления. Отрегулировать.
  • Выжимной подшипник выплавился из кожуха. Заменить.

Заключение

Знание характерных признаков помогает определить вид неисправности. А значит — быстро и сравнительно недорого восстановить сцепление. С другой стороны, игнорирование угрожающих симптомов приводит к тому, что со временем вместо небольшого ремонта приходится менять весь узел.

Неисправности системы сцепления: признаки и способы решения проблем

Известно, что сцепление — важная составляющая трансмиссии автомобиля. От состояния сцепления зависит комфорт и безопасность движения. Сцепление, ничто иное, как “расходник”, потому как состоит из фрикционного диска, корзины с лепестками и выжимным подшипником — все эти детали вращаются и двигаются, а значит изнашиваются. Далее узнаете, какие неисправности бывают в системе сцепления, какие факторы, указывают на критический износ и как диагностировать неисправность деталей сцепления самостоятельно.

Почему сцепление изнашивается быстро

Основной причиной считается небрежное отношение водителя, сопровождающееся резким стартом, долгим удержанием педали сцепления в пробках, а это выводит из строя быстрее всех самые уязвимые детали — выжимной подшипник и фрикционный ведомый диск сцепления. Если выжимной дает о себе знать характерным шелестом подшипника при нажатии на педаль, то ведомый диск издает запах жженого фрикциона.

Немаловажен факт качества комплектующих. Если решились сэкономить над одной из комплектующих, например оригинальная корзина и дешевый диск с выжимным, то на ресурс это скажется пагубно для всего узла в сборе. Настоятельно рекомендуется приобретать оригинальные комплекты сцепления и сопутствующие детали, либо придерживаться качественных производителей, как LuK, Valeo, Sachs, в крайнем случае можно обойтись недорогим, но качественным аналогом фирмы Hola.

Есть и третий случай — неправильная установка деталей, а именно:

ведомый диск установлен обратной стороной;

ведомый диск не отцентрован;

выжимной подшипник неверно установлен в посадочное место.

Какие признаки бывают у неисправного сцепления

Неисправность сцепления регламентируется по прямым и косвенным признакам, однако для этого требуется произвести диагностику как на ходу, так и на подъемнике. Подробнее о признаках, указывающих на износ и неисправность сцепления:

выключение сцепления происходит не полностью. Такой момент в автомобильном мире называется “сцепление ведет”. Происходит это по причине того, что при нажатии на педаль, ведомый и ведущий диск размыкаются не полностью, потому происходит соприкосновение рабочих поверхностей. Результатом такого действия является хруст коробки передач при переключении и затрудненное переключение без дополнительной перегазовки;

буксует ведомый диск. В процессе работы двигателя ведомый диск плотно прилегает к маховику, а когда этого не случается, то при нажатии на педаль акселератора, обороты двигателя значительно повышаются, а скорость еле набирается, если набирается вообще. Вдобавок вы ощущаете сильный запах жженого фередо;

посторонний шум и вибрация. Когда демпферные пружины диска сцепления сильно изнашиваются, то при нажатии на педаль сцепления вы ощущаете вибрацию и посторонний звук;

рывки. При включении сцепления, трогаясь с места или на ходу могут возникать рывки, однако связаны они с системой управления сцепления (главный и рабочий цилиндр сцепления или тросовый механизм).

Способы проверки сцепления

Если Вы активный автолюбитель, и управляете автомобилем с механической коробкой передач, то далее узнаете, по каким признакам определить неисправность сцепления.

“Ведет” или “не ведет”

Произвести диагностику, в данном случае, просто. Запустите двигатель, выжмите педаль сцепления, включите первую или заднюю передачу. Если передача включилась с затруднением, параллельно ощущаются посторонние звуки — то сцепление ”ведет”. Такую же проверку можно устроить и при движении под горку или в загруженной машине.

Пробуксовка сцепления

Проверка происходит когда автомобиль стоит. Запустите двигатель, включите передачу и включите ручной тормоз. Плавно отпустите педаль сцепления и наблюдайте: если двигатель глохнет моментально, то сцепление исправно, в другом случае требуется замена комплекта сцепления. Дополнительная диагностика производится только со снятием коробки передач.

Проверяем степень износа сцепления

Проверка осуществляется довольно просто:

Запустите двигатель, педаль сцепления и включите первую передачу.

Отпускаете плавно педаль сцепления, и в случае исправного состояния, вам удастся тронуться без подгазовки.

Степень износа определяется довольно просто: если оно “схватывает” как только начали отпускать педаль, то износа, практически нет. Схватывание ближе к середине говорит об износе порядка 50%, и чем позже схватывает — тем критичнее износ. Однако заранее удостоверьтесь, чтобы рабочий цилиндр сцепления или трос были исправны.

О причинах износа сцепления

Зачастую автовладельцы узнают о неисправности сцепления только при обнаружении явных признаков, и вот список таковых:

изношен ведомый, ведущий диск или узел в сборе. Нормальным ресурсом сцепления считается 100 000 км, при условии качественных деталей и умеренной эксплуатации авто;

слишком жесткая эксплуатация авто. В это понятие входят такие моменты, как постоянное трогание в режиме “газ в пол”, бросание педали сцепления при переключении передач, длительная езда на крутых подъемах, перегруз автомобиля;

выжимной подшипник неисправен. Из-за неисправности выжимного, начинает “съедать” лепестки корзины сцепления, а значит ведомый диск постепенно перестает отходить от маховика;

вибрация. Ведомый диск оборудован специальными пружинами, которые работают на стабилизацию вращения диска, не допуская колебания. Как только пружины растянулись, колебания сразу дадут знать ощутимой вибрацией.

Как понять какая именно деталь сцепления вышла из строя

Если с комплектом сцепления все в порядке, то необходимо зрительно оценить состояние привода сцепления. Если у вас тросиковый привод, то попросите помощника нажать на педаль сцепления, а сами оцените, насколько четко передвигается трос, и двигается ли вилка сцепления.

Если привод гидравлический, то оцените внешнее состояние главного цилиндра сцепления, качество тормозной жидкости, после, нажимая на педаль сцепления, оцените как работает шток рабочей сцепления, и насколько хорошо он упирается в вилку сцепления.

Неисправности сцепления автомобиля

Сцепление — это дорогой расходник в автомобиле, который рано или поздно износится, что скажется на трансмиссии. Бывают отклонения в работе, не связанные с истиранием, возникающие на любом пробеге. Рассмотрим симптомы поломок, основные неисправности сцепления и способы их устранения.

Читайте также  Почему стучит рулевая рейка

Признаки и причины неисправного сцепления

Устройство сцепления у различных автомобилей отличается, но его назначение остается неизменным. Сцепление состоит из диска с фрикционными накладками, корзины и выжимного подшипника. Диск передает вращение от маховика двигателя (ведущего вала) к коробке передач. Ресурс узла зависит от качества используемых при изготовлении материалов (производителя), манеры езды и условий эксплуатации. Например, если часто трогаться с пробуксовкой колес, то поверхность фрикционов будет получать неравномерный (рваный) износ, что значительно сократит ресурс. Регулярная буксировка прицепа с катером или жилого фургона тоже сокращает ресурс накладок.

Но не все поломки связаны с износом. Виновником некорректной работы может стать набегание масла, перекос, провисание пружинных блоков и т. д. Зная признаки неисправности сцепления и стоящие за ними причины, будет легче найти и устранить поломку.

Таблица неисправностей сцепления

Вибрация при включении

  • износились шлицы в муфте ведомого диска;
  • двигатель автомобиля плохо закреплен на подушках;
  • деформировались пружины диафрагмы;
  • поверхность ведомого диска покрыта технической жидкостью;
  • фрикционы имеют неровную поверхность.
  • вилка выключения за что-то цепляется;
  • поверхность накладок в масле;
  • рабочая сторона маховика сильно изношена;
  • поломка пружин диафрагмы;
  • сломан рабочий цилиндр.

Рывки при трогании автомобиля

  • двигатель автомобиля плохо закреплен на опорах;
  • ступица ведомого диска имеет большой износ на шлицах;
  • рабочая сторона нажимного диска сильно покоробленная;
  • фрикционы в технической жидкости;
  • накладки повреждены или износились неравномерно;
  • сломались демпферные пружины;
  • поломка в диафрагменном нажимном устройстве.

Диски не расходятся (ведет)

  • шлицы ведомого диска сильно изношены;
  • накладки повреждены или нарушена плоскость диска (стал «восьмеркой»);
  • диафрагменная пружина значительно ослабла.
  • если привод механический, то оборван или зацепился трос;
  • если электронный — неисправность в датчиках исполнительного или управляющего узла;
  • если гидравлический — воздух в системе, засор, низкий уровень жидкости.

Скрежет при включении

  • неисправность выжимного подшипника, отвечающего за включение и выключение;
  • нарушена геометрия корзины.
  • клинит выжимной подшипник;
  • соскочила или лопнула возвратная пружина педали.

Это тезисные обозначения, для тех, кто хорошо понимает устройство узла. Они помогут сразу определить причину неисправности сцепления и приступить к ремонту. Обычно такими знаниями обладают только мастера автосервиса, поэтому рассмотрим основные признаки поломки сцепления развернуто, а также определим стоящие за этим причины.

Пробуксовка

Распространенная неисправность сцепления, связанная с неплотным прилеганием дисков друг к другу. По сути, это неполное включение, когда передача крутящего момента осуществляется не на 100%. В результате двигатель создает определенные обороты, но до ходовой части они не доходят и автомобиль едет медленнее. Часто проблема сопровождается запахом гари из моторного отсека и снижением скорости. Расход топлива при этом растет. Когда узел только начинает «умирать», признаки пробуксовки проявляются лишь на высоких передачах (4-5-6). Еще сильнее это заметно во время подъема автомобиля в горку. При близком выходе системы из строя пробуксовка проявляется уже на 2-3 передаче, а потом нельзя будет даже тронуться.

Схема работы сцепления

Схема работы сцепления

С такими симптомами неисправности сцепления чаще всего связан износ фрикционных накладок. Их толщина слишком мала, чтобы полноценно прижаться к маховику, в результате чего и возникает пробуксовка. Порой износ наступает в резиновом уплотнителе КПП, удерживающем масло в коробке. Через сальник техническая жидкость протекает на вал и разбрызгивается по рабочей поверхности фрикционов. Здесь начнется пробуксовка даже на новом узле.

Фрикционные накладки

Фрикционные накладки

Но неплотное сведение может быть и ввиду износа на маховике. Тогда сила передачи вращения тоже снижается. Если гидравлический привод задвигается не полностью, то сцепление не включится до конца. Причина — механическая преграда на пути или засор в магистралях.

Диски не расходятся

Это обратная ситуация, когда ведомый диск не полностью отстает от маховика при нажатой в пол педали. В результате накладки ведомого диска продолжают касаться рабочей стороны маховика и передача вращения продолжается. Такая неисправность сцепления сопровождается посторонними звуками при включении передачи. Это «возмущаются» каретки синхронизаторов в МКПП, и такая работа может привести к серьезной поломке трансмиссии (выйдет из строя передача), а также капитальному ремонту коробки передач автомобиля.

Новый и сгоревший диски сцепления

Новый и сгоревший диски сцепления

Причины поломки сцепления в таком случае ищут в пружинящих элементах, форме накладок или муфте со шлицами. Без разборки корпуса со снятием КПП не обойтись, поэтому точную причину проблемы получится узнать путем инструментальной диагностики.

Биения, звуки, вибрация

Если проблема кроется в выжимном, то ситуация сопровождается скрежетом и другими неприятными звуками (хруст, треск) при переключении передач. Поломка возвратной пружины не даст педали вернуться в исходное положение и она может продолжать давить на механизм, сводя дисковые детали. Вибрации и биения возникают из-за деформации ведомого элемента или разболтанности в шлицах на валу. Износ в этом участке приводит к перекосу и не равномерному прилеганию. Возможно, изменил геометрию нажимной диск. Опять-таки нужна диагностика и разборка, чтобы выявить настоящую причину и не менять еще пригодные запчасти.

Лопнувший демпфер диска сцепления

Лопнувший демпфер диска сцепления

Неисправности гидропривода

Проблемы со сцеплением возникают и при поломке в гидроприводе, что приводит к неполному срабатыванию механизма во время выжимания педали. Последняя утоплена в пол, а включение передачи происходит со скрежетом, лязгом, или рукоятку кулисы вообще невозможно установить в нужное положение.

Еще виновником ситуации бывает рабочий цилиндр — следующий исполнительный элемент в цепочке, реагирующий на нажатие педали в салоне. Если воздушная пробка в нем, то вилка сцепления будет двигаться не полностью. Низкий уровень технической жидкости тоже приводит к ухудшению передачи усилия. Потеря тормозной жидкости наступает из-за:

  • негерметичных соединений;
  • треснувшего пластикового бачка;
  • лопнувших трубок;
  • износа резиновых манжет.

Протекающий цилиндр сцепления

Протекающий цилиндр сцепления

Распространенным симптомом выступает наличие лужицы масла под машиной, если она паркуется в одном и том же месте. Каждый день, выезжая утром, обращайте внимание на следы техжидкости на асфальте. Так Вы не пропустите неполадку в гидроприводе и не допустить полного выхода системы из строя.

Как проверить сцепление

Зная признаки неисправности сцепления, легче выполнить проверку, чтобы убедиться в своих предположениях и быстрее локализовать поломку. Методы проверки разнятся в зависимости от характера неисправности. Рассмотрим некоторые из них по-отдельности.

Буксует или не буксует

Заметив рост оборотов двигателя автомобиля на трассе и не сопоставимую с ними скорость, следует выполнить простой тест:

  1. Остановить автомобиль на обочине.
  2. Включить ручной тормоз.
  3. Установить третью или четвертую передачу.
  4. Нажать на педаль акселератора, добившись 1500 оборотов на тахометре.
  5. Плавно отпустить педаль сцепления.

Ведет или не ведет

Особого метода проверки здесь не существует. Поломку фиксируют предварительно по запаху подгоревших фрикционов. Он появляется, поскольку ведомый диск не разъединяется с ведущим полностью и продолжает тереться при частом переключении передач.

Но более точную картину покажет только диагностика.

Насколько изношен диск

Чаще всего встречается поломка в виде износа ведомого диска. Есть простой способ примерного определения остаточной толщины, чтобы узнать его ресурс. Это поможет не дожидаться пробуксовки, а заранее запланировать ремонт. Для оценки примерного сечения фрикционов необходимо:

  1. Установить автомобиль на ровную поверхность.
  2. Запустить мотор.
  3. Включить первую передачу.
  4. Слегка выжать педаль акселератора.
  5. Начинать отпускать педаль сцепления и смотреть за ее ходом.

Если автомобиль начнет трогаться почти сразу, пока педаль близко к полу — значит диск почти новый и обеспечивает передачу вращения от ДВС к коробке мгновенно. В случае трогания при отпущенной педали до половины хода, износ составляет примерно 40-60%. Когда машина начинает двигаться при почти отпущенной педали, износ фрикционов 90%. Закономерность простая: чем тоньше диск, тем позже срабатывает сцепление при отпускании педали.

Регулировка педали сцепления

Регулировка педали сцепления

Но не всегда виноват сам диск. Порой поломка возникает из-за сбитой регулировки. Особенно это проявляется в автомобилях с роботизированной коробкой передач, где сцеплением управляет электрический привод. По мере износа фрикционов, механизм требуется калибровать, подстраивая под фактическую толщину. Тогда ход педали будет соответствовать состоянию трущегося элемента. С другой стороны, если калибровка выполнялась недавно, то педаль будет работать как на новом авто, но диск при этом может быть сильно изношен.

Читайте также  Как крепить детское кресло в машине

Как устранить неисправности

Когда сцепление не работает, эксплуатировать автомобиль некомфортно и дальние поездки придется отложить. Даже езда на короткие дистанции в некоторых случаях может привести к повреждению деталей КПП. Поэтому требуется устранить неисправность. В зависимости от вида поломки, применяются разные меры.

Устраняем неисправность диска

Если ведомый диск плохо прижимается к ответной части или продолжает трение после отпускания педали, выполните следующие действия:

  1. Убедитесь, что на поверхность ведомого элемента нет масла. Следы технической жидкости убираются растворителем, а сальник в блоке МКПП заменяется на новый. Не забудьте протереть корпус изнутри.
  2. Проверьте наличие коробления ведомого диска. Если отклонение по торцу более 0.5 мм, то фрикционы будут биться о бортики корзины и передача крутящего момента продолжится. Коробление устраняется механическим путем (стачиванием). Если это не поможет, замените ведомый диск.
  3. Убедитесь в отсутствии перекоса на валу. Нередко он возникает из-за накопившегося мусора в шлицах. Разберите соединение, прочистите его и нанесите немного смазки. Если перекос остался, значит зубцы имеют сильный износ. В качестве первичной меры меняют ведомый диск, а если это не помогло, то под замену подпадает и первичный вал.

Проверка диска сцепления

Проверка диска сцепления

Изношенный диск, при котором сцепление буксует, тоже подлежит замене. Раньше можно было заменить только фрикционные элементы, но сейчас деталь меняется в сборе.

Устраняем неисправность корзины и выжимного подшипника

Неприятные звуки при переключении передач свидетельствуют о поломке выжимного подшипника или корзины. В подшипнике появляется износ обоймы и деталь функционирует с перекосом. В корзине ослабляются демпферные пружины или сама диафрагма. Здесь поможет только замена. Каждую деталь можно заменить по-отдельности. Но если сцепление имеет пробег более 100 тыс. км, то целесообразно установить новый комплект, чтобы не снимать коробку повторно через 20-30 тыс. км, когда сломается очередной старый элемент.

Замена выжимного подшипника сцепления

Замена выжимного подшипника сцепления

При неисправностях гидропривода сперва следует попробовать прокачать сцепление, удалив из системы воздух. Чаще всего это помогает и получится сэкономить. Но если причина проблемы не в завоздушивании, то понадобится замена рабочего или главного цилиндра.

Неисправности сцепления авто и их последствия

Неисправности сцепления авто и их последствия

Любой автомобиль состоит из множества сложноустроенных узлов агрегата. Одним из таких является сцепление. Оно есть в любом автомобиле. Как и любой другой механизм сцепление может выйти из строя. В данной статье будут рассмотрены поломки сцепления и их симптомы.

Содержание:

Назначение

Сцепление предназначено для отсоединения маховика двигателя и КПП и соприкосновения их в дальнейшем для начала езды. Диск сцепления устраняет колебания при передаче крутящего момента. Сцепление расположено между мотором и КПП.

В автомобили устанавливаются сцепления 3 видов:

  • Электромагнитное;
  • Фрикционное;
  • Гидравлическое.

Принцип работы

Сцепление работает следующим образом: при нажатии на педаль привод производит действие на выжимной подшипник посредством передвижения вилки. Выжимной подшипник в свою очередь производит нажатие на пружину нажимного диска. Впоследствии они углубляются по направлению к маховику силового агрегата. Путем таких действий крутящий момент перестает подаваться от маховика к КПП. При отпускании педали сцепления пружины восстанавливают прежнее положение и из-за накладки элементы притираются, вследствие чего передача крутящего момента продолжается.

Неисправности

Поврежденный диск сцепления

Наиболее часто происходят поломки сцепления, из-за которых появляется пробуксовка или неполное выключение механизма. Второй вариант подразумевает включение любой передачи «с хрустом» при полностью выжатом сцеплении. При этом ход коробки увеличен, по сравнению со стандартным. Первый вариант обычно возникает из-за трения диска с маховиком. В таких случаях также нередко появляется неприятный запах гари в салоне. Разгон автомобиля ухудшается, а расход увеличивается.

Возможна ли эксплуатация автомобиля при таких поломках

В случае поломки сцепления по вышеописанным вариантам ежедневная эксплуатация автомобиля строго не рекомендуется. В крайнем случае можно доехать до ближайшего сервиса. При этом ехать нужно предельно аккуратно, не подгазовывая, трогаться плавно и аккуратно переключать передачи. Лучше всего при движении на автомобиле с неисправным сцеплением осуществлять двойной выжим. Этот способ широко применялся на старых автомобилях.

Его суть в следующем: чтобы переключить передачу на более высокую, нужно выжать сцепление и перевести рычаг в нейтральное положение, после чего отпустить сцепление, опять выжать и переключиться на передачу. Чтобы переключить передачу на более низкую необходимо действовать также. При этих действиях есть риск вывести из строя синхронизаторы. Для их сохранения рекомендуется повысить обороты работы двигателя. Данный метод можно также применять и во время обычной езды. Он значительно облегчает работу КПП и двигателю. Двойной выжим увеличивает ресурс всех узлов и агрегатов, а особенно синхронизаторов, которые практически не чувствуют нагрузки.

Причины возникновения неисправностей

Поломки сцепления, как правило, вызваны агрессивной эксплуатацией автомобиля. Например, это пробуксовка на месте или когда машина застряла. В таком случае автомобиль лучше вытолкать, чем буксовать на месте, эффекта будет больше. Также поломки сцепления случаются из-за начала движения со шлифами. «газ в пол» до отсечки тоже способствует появлению неисправностей.

Такие действия уменьшают ресурс диска сцепления более чем в 2 раза. Однако от этого страдает не только он, но и подшипник сцепления. Понять, что вышел из строя именно он довольно легко. Его устройство такое же, как и у других подшипников, поэтому в случае поломки он будет издавать неприятные звуки. Шум начнет пропадать в случае, если сцепление будет полностью выжато, но при начале движения или отпускании педали на нейтральной передаче шум начнет повторяться. Если в устройстве автомобиля есть трос сцепления, то он может растянуться, что также является неисправностью. Ремонту данный элемент не подлежит, поэтому поможет только его замена.

Движение без подшипника

В случае, если подшипник вышел из строя, то сцепление будет всегда немного выжато, даже если педаль не тронута. В такой ситуации трогаться нужно не как обычно. Когда двигатель не заведен, нужно включить передачу. После этого необходимо завести мотор и начать движение. Для этого должен быть хороший аккумулятор, так как на слабом машина не начнет движение. В таком положении нужно доехать до автосервиса. При этом передачу переключать нельзя, так как узлы коробки будут испытывать огромные нагрузки и выйти из строя может также КПП. Лучше всего в случае поломки «дотащить» автомобиль на буксире или вызвать эвакуатор.

Лепестковое сцепление автомобиля

Опытные автомобилисты утверждают, что переключиться на следующую передачу можно и с неисправным сцеплением, то есть не используя его. Производится это следующим образом: нужно набрать высокие обороты работы двигателя, но не доводить до отсечки, далее отпустить педаль газа и переключить передачу. Если мотор не наберет нужное количество оборотов, то передача не включится, а при попытке переключиться будет слышен неприятный хруст. При таком способе сильно изнашиваются узлы коробки и двигателя, поэтому применять его стоит только в экстренных случаях. Если же не удается переключить передачу, а до автосервиса ехать далеко, тогда поможет только буксировка или эвакуатор.

Во многих автомобилях установлен трос сцепления. В случае его обрыва или выхода из строя сцепление также будет считаться неисправным, а эксплуатация автомобиля – невозможна. В таком случае диск будет всегда находиться в одном положении, а значит переключить передачу никак не получится. Понять, что трос сцепления скоро придет в негодность можно по двум признакам: пробуксовка и неполное переключение передачи. Данный элемент нельзя починить, поможет только его замена.

Рывок

Если автомобиль начинает движение рывками, то это может являться последствием сразу нескольких неисправностей. Это может быть вызвано выходом из строя диска сцепления, а также износом демпферных пружин. Узнать, что именно неисправно поможет только разбор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: