Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

КАК ПРОВЕРИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТО НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.
Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.
Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.
Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.

Способы проверки аккумулятора

Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Существует несколько способов проверки состояния АКБ:

  1. с помощью индикатора;
  2. с использованием мультиметра;
  3. нагрузочной вилкой;
  4. зарядным устройством.

Проверка по индикатору

Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:

  • зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
  • белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
  • черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.

На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.

Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра

Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:

  1. Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
  2. Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
  3. Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
  4. Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
  5. Зафиксировать показания прибора.

Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.

Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора

Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:

  1. Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
  2. Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.

При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.

Применение зарядного устройства при проверке АКБ

Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.

Проверка электролита в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.

Читайте также  Рейтинг лучших ароматизаторов в машину

Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.

Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.

Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?

Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.

Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Один из важных элементов авто, требующих проверки, является аккумулятор, или АКБ. Исправность аккумулятора и его работоспособность очень важны, так как именно благодаря АКБ автомобиль заводится, и от него же питаются электроэнергией все системы машины: фары ближнего и дальнего света, медиасистема и многое другое.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Содержание

Если вы уже встретились с продавцом и хотите быть уверенным в том, что в случае покупки автомобиля вам не придётся первым же делом сломя голову бежать в магазин за новым АКБ, стоимость которого обычно составляет более 10 тысяч рублей, то у вас есть несколько способов проверить аккумулятор на авто:

  • осмотреть аккумулятор внешне;
  • измерить напряжение на аккумуляторе мультиметром;
  • проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
  • проверить уровень электролита в аккумуляторе.

Каждый вопрос мы рассмотрим детально, но сразу отметим, что четвёртый вариант с проверкой уровня электролита доступен только для обслуживаемых аккумуляторов. Но так или иначе, существует ряд методов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, и в этой статье мы их рассмотрим.

Внешний осмотр аккумулятора

Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.

Внешний осмотр аккумулятора

В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ – прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода – плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.

Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.

При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора.

    • Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
    • Окисление выводов – невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт – это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
    • Трещины на корпусе – аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
    • Грязь, пыль, подтёки электролита – всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.

    Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко – аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.

    Измерение напряжения мультиметром

    Измерение напряжения аккумулятора мультиметром

    Если вы не хотите проверять состояние аккумулятора «на глаз», или же просто хотите иметь на руках точные результаты в численном выражении, вам потребуется такое устройство, как мультиметр.

    Итак, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: само по себе устройство имеет два щупа, один из которых красного цвета, а другой – черного. Для того, чтобы измерить напряжение на батарее аккумулятора, требуется перевести мультиметр в режим измерения и прислонить красный щуп к «плюсовому» выводу, а чёрный щуп, соответственно, к «минусовому».

    Процедура проводится на выводах аккумулятора без нагрузки. В случае, если аккумулятор как следует заряжен, результат на приборе составит порядка 12,6-12,9 вольта. Это нормальное напряжение, которое должно быть на полностью заряженном АКБ. Если вы напутали с цветами щупов, то цифра будет та же, просто отобразится со знаком минус.

    Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше – от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше – начнется процесс электролиза воды.

    Измерение напряжения аккумулятора

    Существует метод, как по напряжению определить степень разрядки аккумулятора. Напряжение 12,5 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,1 — на 50%, а 12 — на 10 процентов. Хотя метод и приблизительный, однако проверенный.

    Мерить прибором также желательно «на холодную», так как недавно работавший автомобиль может выдать более высокие значения и ввести в заблуждение. Мультиметр проверяет степень заряженности, но не даёт исчерпывающей информации о его работоспособности. Для этого лучше применить нагрузочную вилку.

    Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

    Нагрузочная вилка – инструмент очень точный, однако редко встречается в «ручном» обращении, так как применяется преимущественно на СТО. Прелесть этого способа проверки в том, что благодаря ему будет известен абсолютно точный результат.

    Нагрузочная вилка работает схожим с мультиметром образом: она также подключается к клеммам аккумулятора, но даёт ток короткого замыкания. Как мы уже говорили, без нагрузки показатель должен приближаться к 13 вольтам. Нагрузочная вилка имитирует работу стартера, из-за чего напряжение в момент применения «проседает».

    Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

    Падение должно быть не более, чем до 9 вольт. В противном случае это будет означать, что аккумулятор сильно разряжен. После снятия нагрузки показатель снова «откатывается» к изначальному значению. Если под нагрузкой напряжение «проседает» до 5, а то и до 3 вольт, это означает, что аккумулятор не сможет запустить двигатель автомобиля.

    Над сменой аккумулятора рекомендуется задуматься уже в том случае, если напряжение при использовании нагрузочной вилки падает ниже 9 вольт.

    Крайне важное замечание: нагрузочная вилка подаёт напряжение порядка 200 ампер на аккумулятор, и ей не рекомендуется пользоваться при низкой температуре. Идеальными условиями для «полевого» использования данного аппарата является температура +20-25 градусов Цельсия.

    В случае, если подать напряжение на холодный аккумулятор, есть риск его сильно разрядить.

    Проверка уровня электролита в аккумуляторе

    Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

    Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

    Проверка уровня электролита в аккумуляторе

    Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

    Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

    Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

    Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

    руки и клавиатура

    И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим. Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.

    Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

    Если у вас нет возможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод. Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

    Если в истории и технической части машины не найдется серьезных проблем и вы решитесь на покупку, сделайте финальный шаг – пробейте паспортные данные продавца через сервис проверки владельца авто. Этот сервис покажет, есть ли у него проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если проверка найдет серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

    Какими способами без нагрузочной вилки можно проверить аккумулятор

    Оценку работоспособности аккумулятора сложно качественно провести без нагрузочной вилки. Показания бортового компьютера не помогут, так как они искажены. Однако, не каждый автовладелец постоянно проверяет АКБ и держит этот прибор, или чрезвычайные обстоятельства требуют срочного измерения в его отсутствие. Определить состояние батареи возможно либо на автосервисе, либо если заменить это устройство на другое.

    Проверка аккумуляторной батареи мультиметром

    Наиболее точные показания даёт мультиметр. Как и при работе с нагрузочной вилкой измерения проводятся в два этапа: под напряжением и без него. По результатам определяют характеристики источника питания машины, и автовладелец получает исчерпывающую информацию. Процедура проверки аккумулятора состоит из шести шагов.

    • Установить режим замера постоянного напряжения.
    • Задать диапазон, превышающий максимум автомобильного источника питания.
    • Чёрный зажим подсоединить к минусу АКБ.
    • Красный — к гнезду с плюсом.
    • Подождать зафиксированных величин.
    • Разомкнуть собранную цепь.

    Процесс можно посмотреть здесь:

    В принципе, с помощью мультиметра получают данные о напряжении, силе тока и сопротивлении. Проверка АКБ потребует только первого показателя. Но, кроме него, прибор позволит определить ёмкость. Есть три способа сделать замеры:

    • при нагрузке;
    • при работающем автомобиле и дополнительных потребителях;
    • при заглушённом двигателе.

    Подобные действия можно осуществить и вольтметром. Приборы просты и дёшево стоят. Но они не единственный вариант проверки аккумулятора, если нет нагрузочной вилки.

    Как узнать заряд АКБ по плотности рабочей жидкости и «зелёному окошку»

    Метод определения характеристик смеси батареи работает только с обслуживаемыми источниками питания. Он хорош для обладателей автомобилей с таким типом аккумуляторов, так как многим из них приходится иметь дело с электролитом. Обычно в арсенале владельца такой машины найдётся чем определить плотность жидкости. Служит для этой цели ареометр.

    Ареометр для проверки аккумулятора

    Чтобы получить значение, прибор погружается в рабочую смесь через отверстие банки. Проба набирается при помощи груши. По шкале на колбе определяют плотность. Соответствующая отметка указывается верхним уровнем электролита. Для проверки разряженности нужно вычислить насколько полученный результат меньше номинального показателя. Каждые 0,01 г/л соответствуют потере около пяти или шести процентов. Для удобства можно воспользоваться таблицей.

    Плотность при 100% заряде, г/см куб. Плотность при разряде, г/см куб.
    25% 50%
    1,29 1,25 1,21
    1,28 1,24 1,20
    1,26 1,22 1,18
    1,24 1,20 1,16
    1,22 1,18 1,14

    Различная номинальная плотность объясняется разной температурой окружающей среды. Чем вторая выше, тем первая ниже. Рассмотрим, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью ареометра. Для начала нужно знать характеристики рабочей жидкости. Наиболее распространённая величина — 1,27 г/см куб. Например, уровень электролита в колбе установился на делении 1,23. Разница получается 0,04 г/л. 0,04/0,01=4. 4*5=20% около 20 процентов — столько составляет потеря энергии.

    Допустимая степень разряженности не превышает 50%. Если проверка аккумулятора показала величину меньше, то его достаточно только подзарядить. Но от температуры при измерении плотность меняется. На это надо делать соответствующую поправку.

    • При температуре от -55 до -45 уменьшить на 0,05 г/л;
    • От -40 °C до -25 °C — на 0,04 г/л;
    • От -25 °C до 11 °C — на 0,03 г/л;
    • От -10 °C до -4 °C — на 0,02 г/л;
    • От 5 °C до 19 °C — на 0,01 г/л;
    • От 20 °C до 30 °C не меняется
    • От 31 °C до 45 °C увеличить на 0,01 г/л;
    • От 46 °C до 60 °C — на 0,02 г/л.

    Есть альтернативный вариант, как проверить автомобильный источник питания не обслуживаемого типа. Он также не универсален. Существуют АКБ, оборудованные встроенным индикатором, который называют «зелёным окошком». Находится последний сбоку или по центру прибора.

    Это наиболее удобно — не требуется никаких дополнительных устройств и действий. Но не всем понравится цена вопроса. Аккумулятор без встроенного индикатора дешевле почти на 30 процентов. Возможно, выгоднее приобрести недорогой вольтметр. Если же автовладелец обладатель такого типа, то оценить состояние батареи можно, заглянув под капот. Цветовой сигнал означает следующее:

    • зелёный — полный заряд;
    • белый — низкий уровень рабочей жидкости;
    • чёрный — требуется подзарядка.

    Выглядит это так:

    зеленое окошко аккумулятора

    Как проводятся измерения мультиметром под нагрузкой и без

    Измерение АКБ под нагрузкой проводится при заведённом двигателе. Полученное напряжение должно быть в пределах от 13,5 до 14 В. Результат больше верхней границы может нормализоваться в течение десяти минут. Такой показатель часто говорит об интенсивной работе генератора при разряженной батарее, например, после простоя при низкой температуре.

    Когда автомобильный аккумулятор достигнет оптимального состояния, напряжение опустится до нужного уровня. Однако, если первое не происходит, то начинается перезаряд. Он же грозит выкипанием электролита. Последствием становится преждевременный износ пластин и сокращение срока службы АКБ.

    Если в результате проверки аккумулятора выяснилось недостаточное напряжение, то он не заряжается до конца. Рекомендуется повторить измерение, выключив всю постороннюю электронику или очистив клеммы от окиси. Теперь величина должна быть как минимум 13,5 В, в крайнем случае — 13 В. Цифры меньше указанных при соблюдении описанных условий свидетельствуют о неисправном генераторе.

    Аналогичный способ под нагрузкой без остальных потребителей электроэнергии позволит быстро оценить работоспособность автомобильной батареи. Рекомендуется предварительно зарядить последнюю для большей точности. Процесс проводится в несколько этапов.

    1. Выключается всё бортовое оборудование.
    2. Подсоединяется мультиметр. Напряжение обычно составляет не менее 13,5 В.
    3. Включаются фары.
    4. Делается замер. Величина должна упасть на 0,1 или 0,2 В.
    5. По одному запускается остальная электроника.
    6. После каждого включения фиксируются показания мультиметра.

    Все в порядке, если нет серьёзных потерь. Значительные изменения свидетельствуют об износе щёток и плохом функционировании генератора. При максимальном количестве потребителей электричества напряжение исправного прибора не опускается ниже 12,8 В. В противном случае АКБ разряжается и его остаётся только менять.

    Мультиметр используют, как и нагрузочную вилку для измерения при выключенном двигателе. Процесс отличается от описанных ранее разницей в показаниях в зависимости от простоя. Аккумулятор заглушённого целую ночь автомобиля выдаст одно напряжение, а только что остановившегося — второе. Наибольшая польза будет от показаний, снятых перед поездкой.

    Существует всего лишь три достоверных способа оценить работоспособность АКБ, если в наличие нет нагрузочной вилки. Из них универсальным является только применение мультиметра или вольтметра. Измерение плотности возможно лишь для обслуживаемого типа, а встроенный индикатор есть далеко не у всех. Расскажите в комментариях какой способ вы предпочитаете для проверки аккумулятора и почему он лучше остальных.

    Как проверить аккумулятор автомобиля различными способами

    Начинать диагностирование причин нештатной работы электрических приборов нужно именно с АКБ, поэтому нужно знать, как проверить аккумулятор автомобиля, определив его состояние.

    kak proverit akkumulyator avtomobilya

    Содержание:

    Проблемы с электроприборами автомобиля могут возникать как по причине их неисправности, так и из-за аккумуляторной батареи.

    Как проверить аккумулятор своими руками

    Даже новая батарея может оказаться с дефектом. Уже установленная под капот АКБ не всегда прослужит положенный срок.

    Часто она выходит из строя раньше из-за некачественного обслуживания, недозарядки или перезаряда.

    Недозарядка происходит, когда машина часто ездит на небольшие расстояния, при поломке реле-регулятора напряжения на генераторе, включении мощных потребителей энергии, потребляющих больше энергии, чем вырабатывает генератор.

    Негативные последствия можно компенсировать подзарядкой АКБ в гараже с помощью зарядного устройства, но это делают редко.

    Результат недозаряда – ускоренная сульфатация пластин.

    Перезаряд еще хуже. Возникает он при неисправном реле-регуляторе генератора.

    Повышенное напряжение приводит к осыпанию пластин, необслуживаемый аккумулятор из-за повышенного выделения газов, может разрушится корпус.

    Для проверки состояния батареи водитель может воспользоваться мультиметром – наиболее доступным прибором.

    С его помощью можно узнать напряжение на выводах аккумулятора. Также нужно визуально осмотреть устройство на целостность корпуса, отсутствие коррозии на выводах. Корпус должен быть чистым, без следов грязи и электролита.

    Профессионалы пользуются также денсиметром и нагрузочной вилкой, но у любителей они редко бывают в арсенале инструментов.

    Но примитивная проверка доступна любому. Для проверки АКБ без измерительных приборов требуется точно знать его мощность.

    Например, на машине стоит батарея на 60 А/час. Значит нужно включить электроприборы с суммарной мощностью в половину этого значения.

    Обычно включают несколько лампочек параллельно. Они должны гореть ярко, но через 5 минут свет становится более тусклым. Это нормально и свидетельствует о нормальном состоянии аккумулятора.

    Но такая проверка слишком примитивна и дает только общее представление об АКБ. Желательно проверять ее состояние более точно.

    Как визуально проверить аккумулятор

    Время от времени стоит осматривать корпус батареи. Не должно быть потеков электролита, трещин, сколов.

    Обычно механические повреждения возникают при плохом закреплении аккумулятора от вибрации.

    Особенно часто это происходит зимой, когда от морозов пластиковый корпус становится более хрупким.

    Также корпус необслуживаемой АКБ может быть поврежден при перезаряде. В этом случае от выделяемых электролитом газов чрезмерно поднимается давление внутри корпуса.

    Грязь, пыль, смешанные с электролитом или просто влажные, приводят к ускоренному саморазряду батареи, ухудшая ее заряд.

    Проверка проводимости корпуса очень простая. Один щуп тестера приложите к выводу «+» аккумулятора, а второй к нескольким местам на корпусе. На экране прибора отразится величина саморазряда.

    proverka samorazrjda

    Проверка саморазряда АКБ из-за грязи на корпусе.

    Если корпус проводит электричество, то промойте его раствором соды (1 чайная ложка растворяется в стакане теплой воды). Клеммы зачистите мелкой наждачной бумагой.

    Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

    Проверка возможна только на обслуживаемых АКБ. У таких аккумуляторов предусмотрены выкручивающиеся пробки на банках с электролитом.

    proverka usrovnj elektrolita

    Проверка уровня электролита.

    Для того, чтобы определить уровень, в банку опускается узкая стеклянная или пластиковая трубочка.

    Можно воспользоваться корпусом прозрачной шариковой ручки, сняв с нее колпачки. Трубку опускают в отверстие банки, зажимают пальцем верхний край и вынимают наружу.

    В трубочке останется электролит. Этот уровень равен уровню электролита в аккумуляторе выше пластин. Равен он должен быть 10-12 мм.

    Если уровень ниже, то нужно долить дистиллированную воду. Электролит добавляют только в том случае, если он был вылит из аккумулятора. Делать это должен квалифицированный специалист.

    Как проверить плотность электролита аккумулятора

    Плотность электролита зависит от степени зарядки батареи. Для измерения потребуется ареометр.

    proverka plotnosti elektrolita

    Проверка плотности электролита.

    Он опускается в открытую банку АКБ, после чего при помощи груши внутрь прибора набирается электролит.

    Должно быть такое количество жидкости, чтобы поплавок мог свободно плавать в ней. Показание снимается по совмещению значений шкалы с уровнем электролита в ареометре.

    Нужно учитывать, что плотность зависит от климатических особенностей региона.

    Показатели плотности электролита в зависимости от среднемесячной температуры января для летнего и зимнего сезона показаны в таблице ниже:

    Январская температура воздуха, °С Сезон Плотность полностью заряженного аккумулятора, г/куб.см Плотность (г/куб.см) при разряженной АКБ на
    25% 50%
    От – 50- до -30 зимний 1,30 1,26 1,22
    летний 1,28 1,24 1,20
    От – 30 до – 15 круглогодично

    При проверке учитывайте, что уменьшение номинальной плотности на 0,01 г/куб.см происходит при разряде аккумулятора на 5-6%.

    Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

    Поставьте тестер в режим проверки постоянного напряжения. Диапазона будет достаточно до 20 В. Красным щупом прикоснитесь к выводу «+», черным – к контакту «–».

    Такая проверка проводится на снятом с автомобиля аккумуляторе или при снятых клеммах.

    polozenie v kotorom dolzen nahoditsj pereklucatel

    Положение, в котором должен находится переключатель мультиметра.

    Прибор должен показать значение около 12,5 В. Если на дисплее менее 12 В, это значит, что АКБ разряжена. Если более 12,8 В, то значит батарея перезаряжается.

    Проверка аккумулятора при работающем двигателе

    Проверить батарею можно при работающем двигателе. Для этого нужно отключить все электроприборы, но снимать клеммы с выводов аккумулятора не нужно.

    Проверка проводится также с помощью мультиметра, которым замеряется напряжение между плюсовым и минусовым контактами АКБ.

    Напряжение, показываемое тестером, V Диагноз
    Менее 13,4 Недозаряд – на аккумулятор поступает пониженное напряжение.
    13,4-14,2 Аккумулятор в порядке.
    Более 14,2 Перезаряд. На батарею от генератора идет повышенное напряжение. Это значит, что аккумулятор разряжен или что реле-регулятор напряжения на генераторе вышло из строя.

    Если напряжение понижено, проверьте состояние контактов. Если они окислены, то почистите их наждачной бумагой. Если не помогло, то скорее всего проблемы с генератором или реле-регулятором напряжения.

    Повышенное напряжение нормально, если батарея была разряжена. Сделайте еще один замер через 10-15 минут (двигатель должен работать).

    Прибор должен показать 13,4-14,2 В. Если напряжение по-прежнему более 14,2 В, нужно проверять реле-регулятор на генераторе.

    Как проверить аккумулятор заряжен или нет при неработающем двигателе

    Для проверки на заглушенном двигателе так же потребуется тестер. Электроприборы на машине нужно отключить.

    Напряжение, показываемое тестером, V Диагноз
    11,7 Значительная разрядка.
    12,1-12,4 Половинная зарядка.
    12,5-13,2 Полная зарядка.

    Проверка нагрузочной вилкой

    В нагрузочную вилку встроен мощный резистор или нихромовая спираль. При подключении прибора между контактами АКБ, ток протекает по цепи с постоянным сопротивлением.

    Проверка нагрузочной вилкой проводится при температуре 20-25°С. Минимальная температура проверки 15°С. На холодной батарее проверку проводить нельзя, так как это приведет к ее сильному разряду.

    Алгоритм проверки:

    • вилка подключается между выводами аккумулятора (красный щуп к «+», черный к «–»);
    • прибор создает нагрузку в 100-200 А (это равно нагрузке от стартера);
    • щупы удерживаются в течение 5-6 секунд, но не более.

    Значения напряжения во время нагрузки:

    Напряжение, V Зарядка в процентах
    Более 10,2 текст
    9,6 текст
    9 текст
    8,4 текст
    Менее 7,8 текст

    Для полностью заряженной батареи напряжение не должно показывать меньше 10,2 В.

    Допустимо падение до 9 В, но в этом случае АКБ следует поставить на подзарядку.

    После того, как нагрузка снята, напряжение должно восстановиться через 2-3 секунды.

    Если оно не возвращается к нормальному значению, то это значит, что аккумулятор в плохом состоянии. Возможно, замыкает какая-то из банок.

    Проверить вилкой можно батарею, не снимая ее с машины. Также рекомендуется так тестировать АКБ при покупке в магазине.

    Как проверить новый аккумулятор

    Обязательно тщательно проверьте аккумулятор перед покупкой. Это в большинстве случаев убережет от приобретения некачественного товара.

    Чтобы на 99% быть уверенным в новой АКБ нужно:

    • Осмотрите полностью корпус. Не должно быть трещин, сколов. На ярлыке дата производства должна быть не старше 2-х лет.
    • Тестером проверьте напряжение на клеммах. Новый качественный аккумулятор должен выдавать напряжение не менее 12,6 В.
    • Потребуйте проверить батарею при помощи нагрузочной вилки. Если у продавца вилки нет, лучше обратиться в другую торговую точку.

    Как проверить живой ли АКБ на машине без приборов

    Проще всего состояние аккумулятора определить по специальному индикатору на верхней поверхности корпуса.

    Обычно он выполнен в виде небольшого круглого окошка. Уровень заряда определяется по его цвету. Рядом всегда имеется ярлык с расшифровкой показателя.

    Как правило, зеленый цвет сигнализирует о полной зарядке, серый или белый – половине. Если индикатор черный или красный, то аккумулятор разрядился полностью или в него нужно долить дистиллированную воду.

    indikator zarjda

    Индикатор заряда автомобильного аккумулятора.

    При отсутствии индикатора можно проверить степень зарядки батареи с помощью фар.

    Двигатель нужно запустить (он должен быть остывшим) и включить ближний свет на фарах.

    Если зарядка близка к полной, то через 5 минут свет не должен стать тусклее.

    Разряженный аккумулятор можно определить с помощью звукового сигнала. Для этого также нужно завести остывший мотор и через минуту пару раз продолжительно нажать на клавишу звукового сигнала.

    Если аккумулятор исправен и хорошо заряжен, то звук будет громкий, звонкий. В противном случае звук поперхнется, станет дребезжащим, тихим, прерывающимся.

    Как ухаживать за АКБ

    Чтобы аккумулятор проработал долго, его нужно регулярно проверять. Корпус нужно содержать в чистоте, не допускать попадания электролита на корпус и окисления клемм.

    Их нужно чистить мелкой наждачкой, хорошо затягивать и смазывать специальным защитным средством.

    Не стоит оставлять аккумулятор на морозе. Если зимой машина стоит на улице, то АКБ лучше снять и поместить в теплое помещение.

    Также желательно раз в 1-2 недели полностью заряжать батарею с помощью зарядного устройства. Это нужно делать чаще, если машина используется только для коротких поездок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: