Заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах

Идет ли зарядка аккумулятора на холостых оборотах двигателя

заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах

Необходимо отметить, что так себя ведет именно теплая батарея. Если за бортом мороз около -30 градусов по Цельсию, то подзарядки не будет весьма продолжительное время. Химические процессы активизируются на полную мощность в районе +20 градусов по Цельсию, а с понижением температуры только замедляются. Поэтому холодному аккумулятору требуется время на прогрев в моторном отсеке, и только после прогрева он начнет интенсивно брать заряд.

Почему аккумулятор может не заряжаться на холостых оборотах

На рабочем двигателе АКБ подзаряжает генератор – это знают все. Для того, чтобы генератор выдавал стабильное напряжение, в цепи предусмотрен реле-регулятор напряжения. Это устройство регулирует напряжение в бортовой сети в пределах 14,0-14,4 В. Снижение, равно как и повышение вольтажа выше рабочих пределов, пагубно сказывается на состоянии источника питания, вызывая недозаряд или перезаряд аккумулятора.

низкий заряд аккумулятора автомобиля

Реле-регулятор – единица расходная. В конструкции имеются щетки, которые со временем стираются и напряжение в бортовой сети падает. Впрочем, дело может быть не только в реле:

  • Плохой контакт клемм с выводами АКБ вызывает потери напряжения и аккумулятор страдает от недозаряда.
  • Окислы на клеммах «+» на генераторе. Снять и почистить наждачной бумагой.
  • Проблемы с диодным мостом – окислились контакты. Почистить.
  • Аккумулятор потерял емкость по возрасту. Произвести десульфатацию или подзарядить малым током (порядка 1А) в течение суток.

Вот еще одна элементарная причина недозаряда, встречающаяся на любом автомобиле: перегрузка бортовой сети. Дело в том, что генератор рассчитан на определенную нагрузку, измеряемую в Амперах. Использование одновременно всех бортовых потребителей в лучшем случае не дает возможности подзарядить АКБ, в худшем – еще и черпают недостающие запасы у аккумулятора.

На практике это выглядит так: водитель включил фары, магнитолу, вентилятор охлаждения двигателя, климат-контроль, подогрев окон и зеркал и в придачу заряжает емкий элемент от прикуривателя. Бортовая сеть на пределе. Едва где-либо плохой контакт и зарядки батарее не видать до момента отключения хотя бы половины потребителей. Представим, что все происходящее разворачивается зимой и тогда ситуацию усугубит еще и температура. В итоге можно приехать к месту назначения с весьма неприятным сюрпризом – севшей в ноль батареей.

датчик заряда аккумулятора автомобиля

Как предупредить отсутствие зарядки на холостых оборотах

Когда-то комплектовать автомобиль вольтметром и амперметром было в порядке вещей. Сейчас такая функция редко предусмотрена даже в сервисной вкладке серьезных медиаассистентов. Укомплектовать приборную панель подобными девайсами – идея хорошая, но с жирным минусом: внешний вид существенно пострадает. Впрочем, можно выкрутиться, используя вольтметр, совмещенный с USB-выходом. Устройство легко монтируется в гнездо и удачно вписывается в интерьер.

Основная суть диагностики наверняка ясна – контроль напряжения, в любой момент: после ночной стоянки, на заведенном двигателе, после остановки мотора. Допустимые цифры:

  • 12,7 В в состоянии покоя после длительной стоянки в теплую погоду, о чем не раз говорится в материале о напряжении на заряженном аккумуляторе .
  • 14,0-14,4 В – на запущенном моторе, как с нагрузкой, так и без нее.
  • 13В и выше – после остановки двигателя до момента завершения химических реакций и перемешивания электролита.

Комплектовать приборы вольтметром или нет – выбор каждого. В качестве альтернативы можно взять за привычку регулярно осматривать бортовую сеть и АКБ мультиметром, посредством измерения напряжения на клеммах аккумулятора как на запущенном моторе, так и на заглушенном.

Любителям мощных аудиосистем в пору будет напомнить о дополнительной нагрузке, которую дают усилитель и сабвуфер. Недаром опытные автолюбители советуют устанавливать вторую батарею и менять генератор на более мощный.

В завершение хотим отметить следующее: внимательно смотрите на приборную панель в процессе движения. Загоревшаяся лампочка аккумулятора – это уже повод задуматься, все ли в порядке с бортовой электросетью. Чаще всего это не глюк, а оборванный приводной ремень, потеря «+» на генераторе или севшая АКБ.

Заряжается ли аккумулятор когда двигатель работает на холостых оборотах?

Доброго времени суток, уважаемые читатели и подписчики блога! Вы уже читали материал о том, что автомобильные АКБ бывают как прямой, так и обратной полярности. Наверняка Вам приходил в голову вопрос, а заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах? Поскольку эта информация может иметь полезное практическое применение, давайте рассмотрим ее подробнее.

Когда и как происходит заряд АКБ

Заряжается ли аккумулятор когда двигатель работает на холостых оборотах?

Ни для кого не секрет, что самый большой разряд аккумуляторной батареи происходит как раз в момент запуска двигателя. Существует даже понятие «пусковой ток», который забирает у АКБ значительную часть ее емкости. Все знают, что она восстанавливается во время движения, и для этих целей предусмотрен автомобильный генератор. Но вот, что происходит при работе на холостом ходу? Идет ли в этом случае заряд, либо же это справедливо только для движения на высоких оборотах коленчатого вала?

Если бы зарядка происходила только во время движения колес автомобиля, емкости батареи хватило бы на считанные недели или даже дни. После этого ее неминуемо пришлось бы восстанавливать зарядным устройством. Однако накопление энергии осуществляется несколько по-иному. При запуске мотора начинает вращаться коленчатый вал, от которого и передается импульс для вращения колес. Кроме того, к нему присоединены несколько ременных передач.

Роль генератора

Ремень генератора тоже подключается к коленчатому валу, поэтому происходит одновременное их вращение. Тут же закреплены и магниты, создающие электрическое поле. Благодаря этому происходит восстановление аккумуляторной батареи. Именно генератор помогает АКБ дозарядиться. При этом, сама батарея потребляет столько тока, сколько она затратила на процедуру запуска мотора, после чего автоматически отключается.

Заряжается ли аккумулятор когда двигатель работает на холостых оборотах?

Также генератор хорош тем, что снабжает электрической энергией большой число разнообразных автомобильных приборов, являющихся потребителями. Он обеспечивает работу насосов, источников света, автомагнитолы и многого другого. Однако и он может испытывать перегрузки, например, в ненастную погоду, в темное время суток, когда включается слишком много потребителей одновременно. В этом случае, он попросту не справляется со своими функциями, и подключается дополнительно аккумулятор. Как следствие, происходит его разряд.

Еще один момент связан с работой мотора в зимний период времени. Исправный генератор конечно будет заряжать батарею после запуска. Однако сам аккумулятор гораздо хуже берет заряд при отрицательных температурах. Интенсивно восстановление его емкости начинается лишь после того, как двигатель хорошо прогреется, то есть, понадобится длительный холостой ход.

Но самое главное заключается в том, что заряд АКБ происходит без остановки, как только двигатель включается. Самый простой способ подтверждения этому заключается в использовании прикуривателя. Однако многое зависит от степени эксплуатации транспортного средства. Если это случается редко, и особенно, в зимние месяцы, машину надо прогревать до достижения рабочей температуры на двигателе. Полноценный заряд аккумулятора, при этом, начинается с 2500–3000 оборотов.

Для того, чтобы убедиться в слабом заряде батареи достаточно хотя бы раз нажать на клаксон. Если звук слабый, значит, большая часть емкости уже утрачена, и ее необходимо восстанавливать. Лучше всего облегчить запуск аккумуляторной батарее — для этой цели перед поворотом ключа можно ненадолго включать габаритную подсветку. Если мотор карбюраторного принципа действия, не поленитесь несколько раз вручную качнуть бензонасосом. Это тоже облегчит процесс запуска.

Что делать если горит лампа

Нужно обращать внимание на ситуацию, при которой горит лампа индикатора аккумуляторной батареи. Для водителя это должно стать сигналом начала поиска неисправностей. Желательно тут же раздобыть мультиметр и измерить напряжение на противоположных клеммах при работающем силовом агрегате. В итоге мы узнаем, происходит ли заряд, или неисправность нужно искать где-то по всей цепи.

Основные причины, по которым загорается лампочка, могут быть следующими:

Заряжается ли аккумулятор когда двигатель работает на холостых оборотах?

  • сгорание предохранителя или плохой контакт;
  • износ щеток или направляющих щеткодержателей;
  • ослабевание, провисание натяжного ремня генератора;
  • плохой контакт на клеммах АКБ или генератора;
  • неисправность реле-регулятора;
  • замыкание статора;
  • поломка диодного моста;
  • плохой контакт на массу.
Читайте также  Ремонт сервопривода раздатки BMW X5 X3 e53 e70 e83 фотоотчет

Устранение поломок

Если причина неисправности в предохранителе, его необходимо заменить. Такой ремонт может выполнить самостоятельно любой водитель. В ситуации с провисшим генераторным ремнем его достаточно натянуть, чтобы восстановить процесс заряда АКБ.

Если неисправна обмотка статора, для перемотки его нужно сдать в специализированные мастерские. Сломанный диодный мост подлежит замене. Кроме того, попутно нелишним будет провести тщательную зачистку всех контактов.

Не забывайте, что каждая АКБ имеет свой срок службы и эксплуатируя батарею сверх этого срока, будьте готовы, что в самый неподходящий момент она может подвести.

Как видите, дорогие друзья, причин неисправности батареи может быть множество, но не во всех случаях виновником является сам аккумулятор. Как мы могли убедиться, он способен заряжаться даже при работе двигателя на холостом ходу. Его дальнейшая эксплуатация больше зависит от самого водителя: насколько но осматривает и своевременно устраняет неисправности в электрической цепи. Многое связано и с режимом эксплуатации. Если машина подолгу простаивает, периодически необходимо запускать двигатель, чтобы АКБ могла восстановить утраченный ресурс, а если этого не делать, то придется заряжать его (даже если он необслуживаемый) с помощью специального устройства. На сегодня будем прощаться. Читайте блог в будущих публикациях!

Происходит ли заряд аккумулятора при холостых оборотах двигателя

Как известно, автомобильный аккумулятор предназначен в основном для запуска двигателя. Потому эти АКБ называют стартерными.

АКБ на ХХ

Помимо пуска двигателя, путём прокрутки стартера и дальнейшего вращения коленчатого вала, аккумулятор отвечает за питание всех электропотребителей, пока не запущен мотор. В этом случае вся нагрузка передаётся на генератор.

Параллельно сам генератор во время работы генерирует электроэнергию, часть из которой передаётся на аккумулятор для подзарядки. То есть с помощью генератора удаётся компенсировать заряд, потраченный на запуск двигателя.

В теории генератор должен полностью заряжать АКБ за время поездки. Но в современных условиях эксплуатации основную часть времени водители проводят в пробках, на светофорах, совершают короткие поездки с частыми остановками. На дистанции 50–100 км без остановок удаётся выехать не так часто. А ведь именно при таких условиях генератор сможет восстановить заряд АКБ практически на 100%.

Отсюда возникает закономерный вопрос о том, будет ли АКБ заряжаться от генератора, если двигатель работает на холостом ходу. То есть при прогреве мотора, во время остановки на светофоре, либо же при нахождении в большой пробке.

Чтобы понять, заряжается ли аккумулятор на холостом ходу при работе двигателя, необходимо ответить на несколько важных вопросов.

Как работает генератор

Двигатель и генератор связаны ременным или цепным приводом. С его помощью обороты ДВС передаются от двигателя к шкиву генератора. Генератор является преобразователем. То есть при вращении преобразует механическую энергию в электрическую. На валу генератора зафиксированы магниты и медная обмотка, что и позволяет создавать электрическое поле. Передавая заряд от ДВС к генератору, последний часть энергии отдаёт на подзарядку АКБ.

Восстановление ёмкости АКБ не происходит постоянно. Батарея забирает столько энергии, сколько ей нужно для работы.

Чтобы генератор не питал постоянно батарею, в конструкции узла предусмотрено наличие регулятора напряжения. Если же АКБ заряжалась бы постоянно, это бы привело к закипанию электролита и быстрому выходу из строя всей электросистемы авто.

Достаточно ли энергии, которую вырабатывает генератор

Ещё один популярный вопрос касается только, хватит ли энергии, которую вырабатывает генератор, чтобы питать всех потребителей.

Генератор для зарядки АКБ

Производительность и прочие характеристики узла закладываются изготовителем. Вся соответствующая информация указана на корпусе, а также дублируется в технической документации.

Расчёт производительности генератора делается таким образом, чтобы он мог вырабатывать количество энергии, которое необходимо для полноценного функционирования всего автомобиля и его систем, с небольшим запасом.

Параметры холостого хода (ХХ) также индивидуальны для каждого авто. Соответствующие характеристики заложены производителем. Некоторые машины на холостом ходу выдают всего 500 оборотов за минуту. У других эти цифры возрастают до 1500 об/мин.

То, сколько вращений будет совершать коленчатый вал за единицу времени, зависит от нескольких факторов. В их числе:

  • используемая система впрыска;
  • объём мотора;
  • температура окружающей среды;
  • тип применяемого впрыска топлива;
  • мощность ДВС;
  • общее техническое состояние авто и пр.

В зависимости от количества оборотов коленвала на холостом ходу генератор вырабатывает определённый объём электроэнергии.

Чем выше обороты, тем активнее вращается вал, и тем больше преобразуется электрической энергии из механической.

В чём особенности зарядки АКБ на ХХ зимой

Как известно, холостым ходом называют режим работы двигателя без нагрузки. При этом напряжение электросистемы расходует ресурсы лишь на то, чтобы поддерживать все необходимые протекающие процессы в двигателе.

Холостой ход используют, чтобы прогреть все рабочие жидкости и сам мотор, обеспечив оптимальные условия для последующего движения.

У каждого автомобиля есть свои характерные показатели по числу оборотов при работе в режиме ХХ. Если параметры оказываются выше или ниже установленной номы, это говорит о нарушениях в работе и настройках двигателя.

Генератор для Аккумулятора авто

Закономерно спросить, будет ли АКБ получать заряд в зимний период, при работе ДВС на ХХ.

Принцип работы генератора остаётся неизменным вне зависимости от того, какое сейчас время года или какая температура воздуха. При запуске ДВС генератор будет вырабатывать одно и то же количество энергии.

Это позволяет с уверенностью говорить о том, что даже зимой АКБ будет получать заряд от генератора.

Но тут важно акцентировать внимание на том, что при низких температурах стартерная батарея значительно хуже принимает заряд. Как только ДВС достигнет рабочей температуры, прогреется, передача заряда от генератора к батарее снова будет происходить на нормальном уровне.

Сколько энергии потребляет автомобильное оборудование

С зарядкой аккумуляторов на холостом ходу удалось частично определиться. Да, АКБ действительно может в таком режиме компенсировать утраченный заряд за счёт вращения генератора, который преобразует механическую энергию в электрическую.

Подзарядка АКБ нужна не только из-за того, что был запущен мотор. Зарядка становится необходимой также и после отдачи части мощности различным автомобильным системам, которые работают при незапущенном ДВС, а также после запуска двигателя. В плане объёмов потребляемой энергии можно выделить такие цифры:

  • при включении габаритов и подсветки в автомобиле от бортовой электросети потребуется около 40 Ватт мощности;
  • при работе головной оптики (фар) и противотуманок у авто будет отбираться около 250 Ватт;
  • если включить обогрев салона на максимальной скорости, тогда от сети потребуется примерно 200 Ватт;
  • при непродолжительной работе вентилятора охлаждения нужно ещё 250 Ватт;
  • на прогрев заднего стекла у электросистемы отнимется 150 Ватт;
  • система управления двигателем и топливный насос суммарно отбирают до 80 Ватт;
  • при прослушивании музыки в машине на среднем уровне громкости нужно 100 Ватт.

В сумме получается 1000–1100 Ватт. Если перевести Ватты в Амперы, разделив это значение на 12, получается порядка 90 А.

Автомобильное оборудование в авто

Это довольно много даже для генератора. Когда ему самостоятельно не удаётся справиться с такой нагрузкой, в работу вступает и сам аккумулятор. В итоге получается, что иногда батарея не заряжается, и даже отдаёт часть своего заряда, хотя при этом мотор уже работает.

Вот почему грамотный расчёт мощности и производительности АКБ и генератора играет такую большую роль при проектировании любого автомобиля.

Параметры мощности генератора

Мощностью генератора называют соотношение между выполняемой работой узла и временем, в течение которого он осуществляет свои задачи.

Чтобы подзарядить АКБ, генератор должен обеспечивать необходимое напряжение и ток в течение определённого отрезка времени.

На большинстве легковых автомобилей используются генераторы, мощность которых составляет около 1 кВт.

Но ситуации бывают разными. Помимо производительности, огромную роль играет то, сколько потребителей и насколько они мощные предусмотрены на конкретном автотранспортном средстве.

Читайте также  Расшифровка обозначений зимних и летних шин

Ведь на одной машине могут стоять обычная печка и простейшая аудиосистема с радио. На других авто имеются климат-контроль, мультимедийный комплекс, аудиосистема с сабвуфером и усилителем. Получается, что в первом случае потребителей минимум, а потому генератор даже на ХХ без проблем сможет отдавать нужное напряжение для подзарядки АКБ. Во втором случае генератор может не справиться с нагрузкой. Тогда батарея не заряжается, либо даже отдаёт часть своего заряда, чтобы помочь генератору.

Потому характеристики АКБ и генератора подбираются индивидуально под каждую машину, исходя из её мощности, потребителей и пр. Даже в рамках одной модели могут применяться разные сочетания генератора и АКБ.

Чтобы генератор мог работать стабильно и эффективно, удовлетворяя все запросы имеющихся потребителей, он должен обладать определённым запасом по мощности.

Если поставить на машину дополнительное оборудование, на работу которого штатный генератор и АКБ не рассчитаны, это может привести к серьёзным проблемам. Системе банально не хватит ресурсов, чтобы питать всех потребителей.

Теперь конкретно к вопросу о том, заряжается ли автомобильный аккумулятор от двигателя, то есть от генератора, при холостых оборотах.

Возможна ли зарядка АКБ на ХХ

Ходит огромное количество споров и разговоров о том, заряжается ли автомобильный аккумулятор на холостых оборотах.

На этот счёт мнения расходятся, тут есть 2 позиции:

  • одни уверены, что зарядка происходит только при условии вращения колёс;
  • позиция других основана на том, что подзарядка на ХХ будет обязательно происходить.

Отталкиваясь от всех предыдущих данных, можно ответить, идёт ли зарядка аккумулятора при работе двигателя на холостых оборотах.

Да. При работе мотора в режиме ХХ зарядка аккумуляторной батареи происходит.

Это обусловлено тем, что генератор непосредственно связан с коленвалом. Они функционируют вместе с работающим двигателем. При этом не имеет значения, будет это ХХ, либо активная поездка с вращением колёс. В любом случае происходит выработка механической энергии, которая преобразуется генератором в электрическую. А дальше уже энергия передаётся к потребителям. Если в АКБ наблюдается дефицит ёмкости, что определяется специальными датчиками, реле напряжения открывает передачу зарядки на батарею, и часть генерируемой энергии идёт на восстановление характеристик аккумулятора.

Другой вопрос в том, сколько по времени заряжается автомобильный аккумулятор на холостом ходу.

Ответить на этот вопрос точно не получится. Это связано с тем, что на разных авто используются различные генераторы и машины отличаются по числу и параметрам самих потребителей.

Потенциально можно рассчитать, сколько заряжается конкретный аккумулятор определённого автомобиля при работе мотора на холостом ходу.

Если АКБ разряжена не сильно, и дополнительные потребители не включены, дозарядка будет происходить достаточно быстро. Но если это сильный разряд, и параллельно генератор питает другие системы, на подзарядку аккумулятора уйдёт значительно больше времени.

С тем, идёт ли подзарядка автомобильного аккумулятора при работе ДВС на холостом ходу, уже определились. АКБ действительно может компенсировать утраченный заряд. Но это требует разного количества времени, в зависимости от конкретной ситуации.

В идеальных условиях можно рассчитать время зарядка, разделив требуемый объём энергии (Ач) на свободный ток (А).

Свободным называют ток, который не расходуется на питание дополнительных потребителей (фары, обогрев, отопление, кондиционер и пр.). Чем больше свободного тока, тем меньше времени будет затрачено на подзарядку.

Но здесь не учитываются поправки на температуру, конкретные обороты ДВС и пр. Из-за большого количества неизвестных сделать точные расчёты невозможно.

Чтобы ускорить зарядку АКБ, требуется при холостых оборотах отключить максимально возможное количество потребителей.

Разумеется, если отключить все дополнительные системы и проехать некоторую дистанцию, это позволит намного быстрее зарядить АКБ, нежели при работе двигателя в режиме холостых оборотов. Ведь чем выше обороты коленвала, тем больше механической энергии вырабатывается, и тем больше электроэнергии может преобразовать генератор.

Идёт ли заряд аккумулятора на холостом ходу двигателя

Тем водителям, которые редко пользуются своими автомобилями, приходится сталкиваться с проблемой разрядки аккумуляторной батареи. Если машина длительное время стоит без движения, то это не значит, что АКБ не тратит свой заряд. В любом современном транспортном средстве имеется достаточно потребителей, способных в короткое время привести источник питания к нулевым рабочим показателям. Чаще всего к таким тихим «пожирателям» энергии относят сигнализацию, центральный замок, часы и пр.

Приборная панель авто

Некоторые автомобилисты уверены, что генератор начинает отдавать для АКБ достаточный заряд уже на холостых оборотах. Другая часть автовладельцев с таким утверждением не соглашается. Разберёмся далее, заряжается ли аккумулятор на холостом ходу и благодаря каким факторам удастся повысить эффективность процесса.

Принцип работы генератора автомобиля

Утверждение, касающееся того, что заряд автомобильной батареи происходит исключительно во время движения транспортного средства, является ложным. Поступление электропитания не зависит от вращения колёс машины. Фактически тогда получается, что во время длительного стояния в пробках с включенным мотором АКБ вовсе не получает на клеммы входящий ток, но это не соответствует действительности.

Процедура генерирования энергии в ДВС имеет свои особенности. Для запуска двигателя внутреннего сгорания включается от аккумулятора электромотор (стартер). Он обеспечивает первоначальное вращение коленвала, который крутящий момент передаёт через несколько посредников на колёса. Во многих моделях автомобилей на свободную хвостовую часть коленчатого вала вешают различные ременные передачи. Таким образом небольшая часть крутящего момента задействуется для вращения вала автомобильного генератора тока.

Коленвал двигателя и ротор генератора вращаются синхронно.

В генераторе имеется ротор с обмоткой (вращающаяся часть) и статор (неподвижная часть) с обмоткой. При вращении механическая энергия преобразуется в электрическую в магнитном поле. Получаемый ток передается на АКБ для заряда батареи. Из подобной схемы очевидно, идёт ли зарядка аккумулятора на холостом ходу. Для процесса не обязательно вращение колёс машины или её движение по дороге, достаточно получить вращение коленчатого вала.

Всегда ли хватает вырабатываемой генератором энергии

По маркировке на корпусе токогенерирующего оборудования легко узнать производительность аппаратуры. Новые агрегаты будут производить столько энергии, на сколько рассчитана система, включая заряд батареи и расход основных потребителей.

Водитель всегда проинформирован о состоянии и степени заряда батареи. Для этого на приборную панель выведен световой индикатор в виде красной стилизованной прямоугольной иконки с «+» и «-». Во время старта мотора она загорается и светится непродолжительное время (несколько секунд после старта или все время до старта ДВС). Если индикатор горит длительное время, то это свидетельство отсутствия восполнения энергии основного бортового электроприбора. Необходимо провести тщательную диагностику для восстановления работоспособности электрической системы.

Особенности зарядки от холостого хода для АКБ зимой

Для автомобилей «холостыми» принято называть обороты, во время которых на ДВС не оказывается нагрузка (автомобиль стоит). В это время происходят такие процессы:

  • поддержка мотора в рабочем состоянии;
  • разогреваются основные жидкости до рабочих температур;
  • все системы приходят к работоспособному состоянию.

Производители устанавливают для различных марок машин свои значения «холостого хода». Если какие-то показатели в реальности оказываются ниже, тогда это признак разбалансировки систем и процессов.

Стоит учитывать, что процесс передачи заряда на АКБ не зависит от времен года. Этот принцип соблюдается при различных температурных показателях. Особенностью процесса в холодное время года является то, что во время холодов батарея начинает хуже брать заряд. Процесс заметно стабилизируется, как только мотор под капотом хорошо прогреет окружающий объём.

Состояние заряда АКБ

Основной причиной плохого старта АКБ в зимний период являются частые короткие поездки. За такие отрезки пути не происходит получения тока в достаточном количестве, что постепенно приводит к полной разрядке.

Читайте также  Втягивающее реле стартера

Значения потребления энергии разным оборудованием

Когда зарядка вашего аккумулятора на так называемом «холостом ходу» не даёт должного результата, то виновниками могут оказаться некоторые потребители, включенные в бортовую сеть. Такие электроприборы, в зависимости от марки машины или модели электрооборудования, способны оттягивать на себя до четверти киловатта. Рассмотрим таблицу популярных «пожирателей» энергии в машине.

Внутренняя подсветка салона и габариты 40-45 Вт
Ближний/дальний плюс противотуманки 200-250 Вт
Вентилятор обогревателя max 200-220 Вт
Заднее стекло (обогрев) 100-150 Вт
Топливный насос 75-80 Вт
Аудиосистема >100 Вт

Суммарная потребляемая мощность оказывается достаточно весомой, чтобы выдержать одному генератору без помощи АКБ. При наступлении определённых значений связанная проводкой система обязательно для снижения перегруза будет переключаться на частичный отъём энергии от батареи.

Измерение напряжения АКБ мультиметром

О мощности генераторов в разных машинах

Рассчитать предельное значение мощности сможет каждый школьник, учивший по физике раздел электричества. Достаточно работу перемножить со временем, в течение которого она проводилась. Сама работа рассчитывается, исходя из текущих значений напряжения и силы тока. В большинстве легковушек бортовая система рассчитывается на то, что потребители будут отбирать в среднем порядка 1000 Вт.

В том случае, когда у вас в авто увеличивается количество электрических потребителей, то следует подумать не только о поднятии емкости аккумулятора, но и о замене генератора на более мощный. Это позволит заряжаться АКБ даже на холостых оборотах двигателя.

Подзарядится ли аккумулятор на холостом ходу

Когда работает мотор, то основным источником питания электрооборудования становится генератор. Вопрос о том, заряжается ли ваш аккумулятор на минимальных или холостых оборотах, зависит от разных факторов. Например, если в машине не включены основные электроприборы, такие как внешнее освещение, подсветка салона, аудио, кондиционер или печка, обогрев стекла или подогрев кресел, то избыток вырабатываемой энергии поступает на АКБ.

С подзарядкой возникнут сложности, если большинство потребителей станет оттягивать энергию на себя. Также будут трудности зимой, ведь батарея принимает ток в холод хуже.

Возможна ли зарядка аккумулятора на холостом ходу двигателя?

Напряжение зарядки на холостом ходу зависит от характеристик мощности и исправности генератора, а также от общего потребления всеми включенными электрическими приборами. Давайте разберемся, заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах, а также как влияет степень разряженности АКБ на уровень заряда.

проверка заряда аккумулятора мультиметром

Для полного понимания материала перед прочтением статьи ознакомимся с принципом работы генератора и терминами: электрическое напряжение, сила тока, электрическая мощность.

Зависимость мощности генератора от оборотов двигателя

устройство автомобильного генератора

В автомобильном генераторе вращение ротора реализовано через ременной привод от шкива коленчатого вала. Величина передающегося крутящего момента будет зависеть от скорости вращения двигателя и от соотношения диаметра шкива генератора к диаметру шкива коленчатого вала. На большинстве автомобилей это соотношение равняется 2:1. При 800 об/мин коленчатого вала ротор генератора будет вращаться со скоростью 1600 об/мин.

Эффективность работы автомобильного генератора характеризирует его КПД. Чем выше коэффициент полезного действия, тем меньшая механическая нагрузка возлагается на двигатель, что уменьшает расход топлива и повышает мощность ДВС. Но борьба за механические потери достигается и усовершенствованием конструкции, и правильно подобранной токоскоростной характеристикой генераторной установки (ТСХ).

Режим холостого хода зачастую занимает лишь небольшую долю в общем времени работы двигателя. Поэтому на холостых оборотах автомобильные генераторы рассчитаны покрывать аппетит минимального количества электрических потребителей. Это позволяет уменьшить нагрузку на двигатель и снизить холостые обороты (повышается акустический комфорт в салоне и уменьшает расход топлива).

Основные характеристики автомобильного генератора

На фото графическое изображение токоскоростной характеристики автомобильного генератора. Параметры на координатах:

  • n0 – частота вращения ротора, при которой генератор начинает вырабатывать ток (нагрузка отсутствует);
  • Iхд – ток, который генератор выдает на оборотах холостого хода двигателя;
  • Idm – максимальный генерируемый агрегатом ток на оборотах, при которых в силу факторов самоограничения сила тока не возрастает при увеличении оборотов ротора. Часто на графиках такое свойство вентильного генератора называют полкой самоограничения. Величина Idm на большинстве авто достигается при 5000 об/мин (на некоторых авто при 6000 об/мин).

На графике мы видим, что при увеличении нагрузки и поднятии оборотов ток, выдаваемый генератором, стремительно растет. По мере увеличения роста кривая становится плавной и в конце достигает полки самоограничения. На оборотах холостого хода автомобильный генератор способен выдать лишь 40-60% своей максимальной мощности.

Легковые автомобили оборудуются генераторными установками мощностью 80-140 ампер. Тип генератора просчитывается на этапе проектирования и зависит от количества электрических потребителей в бортовой сети автомобиля. Характеристики генераторной установки часто указаны на этикетке (наклеена на корпус или пластиковую крышку реле-регулятора).

Заряжается ли АКБ на холостом ходу?

клеммы аккумулятора

Аккумулятор подзаряжается на холостом в том случае, если вырабатываемый генератором ток превышает суммарное потребление включенных электроприборов, АКБ. Напряжение с клемм генератора, которое подается к бортовой сети, превышает фактическое напряжение на выводах АКБ до запуска двигателя – аккумулятор заряжается.

Когда система зарядки на автомобиле полностью исправна, генератор даже на холостых оборотах способен покрыть основные эксплуатационные потребности: свет фар, обогрев стекла/зеркал/сиденья, вентилятор отопителя, мультимедия и т.д.

Если большое количество потребителей включены на авто с разряженным аккумулятором, суммарное потребление тока превысит Iхд, вследствие чего аккумулятор не будет заряжаться, а напряжение сети может снизиться. Посаженная АКБ до момента полной зарядки – один из мощнейших потребителей бортовой сети, что нужно учитывать при проверке генератора.

Какое напряжение считают нормой?

Чтобы измерить зарядку аккумулятора на холостых оборотах, вам потребуется простейший мультиметр. Нормальное напряжение бортовой сети колеблется в пределах 14-14,5 В. Показатели ниже 14 В при отключенной нагрузке (свет, вентилятор печки и прочие потребители выключены) считаются неудовлетворительными, поскольку при увеличении нагрузки аккумулятор будет недозаряжаться. В случае исправной системы зарядки при совместном включении мощных потребителей напряжение на выводах АКБ не должно опуститься ниже 13,8 В.

Заряд на холостом ходу стоит замерять с полностью заряженным аккумулятором (12,7 В). Если АКБ за время стоянки авто саморязряжается либо утечка тока на авто превышает норму, напряжение бортовой сети может просесть по причине высокого потребления тока разряженным аккумулятором. В случае подобных проблем для объективной диагностики перед замерами необходимо зарядить аккумулятор автомобиля.

Чтобы исключить влияние паразитного сопротивления в цепи питания генератора, все замеры стоить проводить как на выводах АКБ, так и на силовой клемме генератора.

Почему зарядка есть на оборотах и нет на холостых?

Если на холостом ходу уровень заряда ниже нормы, но при поднятии оборотов напряжение повышается, в системе зарядки имеется неисправность. Возможные причины:

  • отсутствует питание обмотки возбуждения при включении зажигания. Ток на выводах обмотки ротора обеспечивает первоначальное возбуждение генератора. Возбуждающее напряжение подается через электронный блок управления либо обычную лампочку накаливания, установленную в приборной панели (индикатор низкого заряда АКБ). Напряжение на обмотках необходимо для создания магнитного поля вокруг ротора, что при запуске двигателя позволит сразу снимать электрический ток с обмоток статора. Если первичное напряжение на обмотке отсутствует, генератор сможет вырабатывать ток лишь по достижении эффекта самовозбуждения. Магнитное поле вокруг ротора создается за счет остаточного магнитного потока, образованного стальными частями магнитопровода;

Самовозбуждение возникает на высоких частотах вращения ротора. В случае этой неисправности на холостом ходу не будет зарядки, но при повышении оборотов до определенного уровня за счет самовозбуждения генератор начнет вырабатывать ток.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: