Диагностика и дефектовка сцепления на ваз 2108-21099

Замена сцепления Ваз 2109

Включаю передачу, а машина не едет. Что такое, вроде все было нормально. Включаешь передачу, отпускаешь сцепление — машина еле еле едет. Причем газуй, не газуй — скорость от этого не меняется. Включаешь вторую, третью передачу — не едет вообще. Проехал кое-как перекресток (протолкать было бы быстрей) и остановился на стоянке, благо она начиналась в 50 метрах от светофора. Открываю капот: тросик сцепления исправный, передачи включаются, а машина не едет. Вышло из строя сцепление Ваз 2109. На первой передаче и оборотах около тысячи едет со скоростью максимум километров 5 в час. Также едет на задней передачей, даже на задней едет немного быстрей, чем на первой. На остальных передачах не едет совсем.
Еще за пару дней до этого заметил, что сцепление стало буксовать. Трогаешься, едешь, вроде все нормально. Когда пытаешься резко разогнаться, двигатель набирает обороты, а машина от этого ехать быстрей не начинает. Подумал, морозы (на улице было -20 градусов), может что подмерзло. Однако, оказалось, что потихоньку накрывавшееся сцепление сделало мне подарок, поломалось 31 декабря в два часа дня.
Далеко от дома я отъехать не успел, включил аварийку и потихоньку, со скоростью пешехода, поехал домой. По дороге молился, чтобы по дороге сцепление окончательно не развалилось. Приехал домой, поставил машину, попутно размышляя, что могло выйти из строя в сцеплении.
Пришел, залез в интернет. Начал читать материалы про замену сцепления. Сразу же не понравилась то, что замена сцепления вещь длительная и трудоемкая: надо отсоединять ШРУСы и снимать коробку передач.
На улице мороз, гаража с ямой у меня нет, не могло это сцепление сломаться летом. Но, что делать, ездить нужно, поэтому сразу после праздников пошел и купил полностью комплект сцепления. Конечно, зная, что вышло из строя можно было купить что-то конкретное: или диск сцепления, или корзину, или выжимной подшипник. Однако, пока не разберешь сцепление, не узнаешь, что там вышло из строя. Да так и надежнее, поменять сцепление полностью и не лазить туда больше. Стоимость комплекта сцепления Ваз 2109 начинается от 50 долларов, что в принципе не очень дорого, гораздо сложней его поменять.

Комплект сцепления

Комплект сцепления

Корзина сцепления Корзина сцепления Корзина сцепления Корзина сцепления Корзина сцепления Корзина сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Выжимной подшипник Выжимной подшипник Выжимной подшипник Выжимной подшипник

В комплекте сцепления также был маленький пакетик со смазкой для первичного вала коробки передач, который вставляется в диск сцепления. Ещё была инструкция с краткой матчастью по работе сцепления моделей Ваз с механическим и гидравлическим приводом.

Гидравлический привод сцепления моделей классики Гидравлический привод сцепления моделей классики Механический привод сцепления Механический привод сцепления

В одиночку такую работу не делают, поэтому попросил помощи у соседа с гаражом. Когда добрались до сцепления, то увидели, что диск сцепления на машине полностью без накладок и отполирован до блеска. Состояние корзины сцепления тоже оставляет желать лучшего. В этот момент я был очень рад, что сразу же купил комплект сцепления, а не отдельно диск сцепления к примеру.

Старый диск сцепления Ваз 2109, стерлись фрикционные накладки Старый диск сцепления Ваз 2109, стерлись фрикционные накладки Старый диск сцепления отполирован до блеска Старый диск сцепления отполирован до блеска Старая корзина сцепления Старая корзина сцепления Старая корзина сцепления Старая корзина сцепления Старый выжимной подшипник Старый выжимной подшипник Старый выжимной подшипник Старый выжимной подшипник

После того, как все собрали назад, сразу же обратил внимание на то, что раньше сцепление схватывало в самом конце отпускания педали, сейчас же, только начинаешь отпускать педаль — машина сразу же начинает ехать. Это происходит из-за того, что на старом сцеплении были полностью стерты фрикционные накладки, а на новом, диск с накладками гораздо толще. Поэтому, когда ездите на Ваз 2109 и обратили внимание на то,что сцепление схватывает дальше чем обычно, значит, стираются фрикционные накладки диска сцепления. Очень непривычно, когда привык трогаться на старом сцеплении,а на новом машина трогается совершенно по другому. Поэтому первые пару дней пришлось привыкать, трогаться плавней.

Регулировка сцепления ВАЗ 21099

ВАЗ 21099 Снятие, установка и регулировка троса привода сцепления

Снятие, установка и регулировка троса привода сцепления

1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.

2. В салоне автомобиля под панелью приборов отсоедините вспомогательную
пружину от приводного троса сцепления. Снимите фиксатор и отсоедините
наконечник троса от сборки педали сцепления.

3. Вернитесь в двигательный отсек и отыщите трансмиссионный конец
приводного троса сцепления.

4. На моделях с правосторонним рулевым управлением
снимите стопорный зажим с сердечника троса, затем отдайте
регулировочную гайку и снимите с троса наконечник и резиновую
дистанционную втулку. Высвободите оболочку троса из опорного
кронштейна и продерните трос сквозь резиновый защитный чехол,
направляющую обойму, резиновую дистанционную втулку и шайбу.

5.
На моделях с левосторонним рулевым управлением снимите стопорный
зажим сердечника троса, затем отдайте регулировочную гайку
и снимите с конца тросовой сборки шайбу, резиновую дистанционную
втулку и направляющую обойму. Высвободите оболочку троса из
рычага выключения сцепления и снимите с него наконечник, резиновую
дистанционную втулку и направляющую обойму.

3 — Резиновая дистанционная втулка

6 — Рычаг выключения сцепления

6. На всех моделях, двигаясь назад по тросу, высвободите его из
промежуточных фиксаторов. Постарайтесь поточнее запомнить маршрут
прокладки троса в двигательном отсеке. Продерните трос сквозь переборку
двигательного отсека и извлеките его из автомобиля. Снимите направляющую
обойму и проходную втулку с обращенного к переборке конца троса.

7. Внимательно осмотрите трос на наличие признаков износа наконечников
и механических повреждений оболочки. Проверьте не протерся ли где-нибудь
сердечник. Удостоверьтесь в исправности функционирования троса —
сердечник должен свободно двигаться внутри оболочки. Не забывайте,
что снятый с автомобиля трос может казаться вполне исправным, тогда
как, будучи установленным на штатное место оказывается неработоспособным.
Находящийся в сомнительном состоянии трос подлежит замене.

1. Слегка смажьте универсальной смазкой наконечники троса, затем
наденьте на обращенный в сторону переборки двигательного отсека
конец троса резиновую проходную втулку и направляющую обойму.

2. Пропустите трос сквозь переборку, проследив за правильностью
посадки проходной втулки и направляющей обоймы.

3. В салоне автомобиля закрепите наконечник троса на педали сцепления.
Проследите за надежностью посадки фиксатора.

4. Вернитесь в двигательный отсек и, следя за правильностью прокладки
троса, закрепите его в промежуточных направляющих фиксаторах.

5. На моделях с правосторонним рулевым управлением оденьте на трансмиссионный
конец троса шайбу, резиновую дистанционную втулку, направляющую
обойму и резиновый защитный чехол. Проследите за правильностью посадки
направляющей обоймы в опорном кронштейне, затем наденьте на трос
внутренний наконечник, резиновую дистанционную втулку и наружный
наконечник.

6. На моделях с левосторонним рулевым управлением наденьте на трос
направляющую обойму, резиновую дистанционную втулку и наконечник,
затем закрепите трос на рычаге выключения сцепления. Посадите на
трос направляющую обойму, резиновую дистанционную втулку и шайбу,
проверьте правильность размещения компонентов, затем наверните регулировочную
гайку.

7. Подсоедините отрицательный провод к батарее, затем подцепите
вспомогательную пружину к педали сцепления. Теперь можно приступать
к регулировке приводного троса.

1. Регулировка троса привода сцепления производится путем проверки
высоты положения педали по отношению к своему кронштейну. При правильной
регулировке педаль сцепления должна располагаться вровень тормозной
(± 3 мм), а в тросовой сборке отсутствовать какой бы то ни было
люфт.

2. Для выполнения корректировки отыщите в двигательном отсеке расположенный
на картере РКПП конец троса.

3. Снимите фиксатор с сердечника троса и отрегулируйте положение
педали путем вращения регулировочной гайки на оборудованной резьбой
части наконечника. Добившись требуемого результата, установите на
место фиксатор и удостоверьтесь в плотности его посадки в на рычаге
выключения/опорном кронштейне.

Замена и регулировка троса сцепления на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Сегодня вот в этой статье мы с вами разберем правильную замену троса сцепления. А так же после замены троса на новый, мы подробно опишем действия благодаря которым вы сможете отрегулировать этот трос сцепления.

Где находится трос сцепления?

Часть троса находится в салоне автомобиля, то есть если быть более точным то она подсоединяется к педали привода сцепления. А вторая часть троса располагается в левой части подкапотного пространства, для наглядности смотрите фото чуть ниже:

Трос как вы уже поняли указан тремя красными стрелочками!

  • Стрелка под цифрой «1», указывает место в котором трос продолжает движение сразу же после выхода из отверстия в щитке передней части кузова.
  • А стрелка под номером «3», показывает место в котором наконечник оболочки троса привернут к кронштейну.

Когда нужно менять и регулировать трос сцепления?

• Его обрыве, при его деформации и при иных причинах которые так же будут связаны с тросом.

Перед тем как трос порвется, он начнет издавать различные звуки по которым можно определить то что трос уже нуждается в замене, а звуки будут наподобие треска, хруста и.т.д.

Он подлежит регулировки, при:

• Неправильном ходе педали сцепления, то есть если педаль ходит слишком мало или же слишком много что не соответствует норме.

• А так же его необходимо регулировать в том случае, если педаль сцепления расположена на разном уровне с педалью тормоза, что тоже не соответствует норме.

Как заменить трос сцепления на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

1) В начале при помощи двух гаечных ключей ослабьте обе гайки, которые крепят оболочку троса к кронштейну.

2) После этого рукой немного приподняв трос, извлеките его из гнезда.

3) Следом отсоедините поводок троса сцепления (Указан красной стрелкой), от вилки выключения (Синяя стрелка).

4) Когда в подкапотном пространстве трос будет от всего отсоединен, после этого перейдите в салон автомобиля, и затем при помощи отвертки подденьте скобу пальца педали и вследствие чего снимите её.

Читайте также  Подключение проводов замка зажигания ваз 2106

5) Теперь отсоедините верхний кончик троса, от пальца педали.

6) И в следствии чего снова подойдя к подкапотному пространству, выведите трос сцепления через щиток передней части.

Новый трос сцепления устанавливается в обратном порядке снятию. Но все же чуть ниже мы специально подготовили инструкцию по которой можно будет установить новый трос привода сцепления!

1) Таким же образом сперва засуньте новый трос через отверстия в щитке.

2) После этого в салоне установите верхний кончик троса на палец педали, и застопорите всё это дело стопорной скобой.

3) В подкапотном пространстве оденьте сперва поводок троса на вилку. Затем вставьте трос между кронштейном и после чего заверните обе гайки крепящее наконечник оболочки троса.

После окончании операции, отрегулируйте трос сцепления!

Регулировка троса сцепления:

Для регулировки воспользуйтесь двумя гаечными ключами. С их помощью ослабьте обе гайки которые крепят наконечник оболочки троса. И после чего посредством вращения этих гаек, затяните трос таким образом что бы ход у педали сцепления составлял «125–135 мм», и что бы она была на одном уровне с педалью тормоза.

Настройка сцепления ВАЗ своими руками

В принципе регулировка сцепления ВАЗ-2107 или 2109 (2115) практически не отличается, так как модели имеют схожую конструкцию и основную базу деталей. Для решения данной задачи понадобиться стандартный набор автомобильных ключей. Последовательность регулировочных работ системы сцепления нужно выполнять в таком порядке:

Подготовка автомобиля. Для удобного доступа к необходимым деталям, машину нужно установить на эстакаду или над смотровой ямой. Это значительно упростит доступ к толкателю рабочего цилиндра.

Проверка системы сцепления. В салоне автомобиля нужно проверить свободный ход педали. Определить данное значение достаточно просто. Для этого нужно измерить величину зазора между рычагом управления и штоком привода. Переместите педаль в крайнее верхнее положение, зазор должен находиться в диапазоне от 0,5 до 2,0 миллиметров.

Регулировка педали. В случае обнаружения отклонений при измерении нужно выполнить регулировку. С помощью ключа на 10 нужно ослабить стопорную гайку на ограничителе хода. Вращательными движениями добейтесь необходимого зазора. Регулировку выполняйте постепенно, с частыми замерами. После получения нужного значения, зафиксируйте стопорную гайку.

Очистка и проверка толкателя. На автомобилях ВАЗ-2107 для доступа к толкателю нужно демонтировать грязезащитный щиток. Регулировка сцепления ВАЗ-2109 или 2115 также включает это этап. Толкатель нужно очистить от грязи, а на резьбовое соединение нанесите приникающую смазку. Это позволит проводить калибровку без усилий. После этого, нужно проконтролировать величину хода рабочего цилиндра сцепления. От её значения зависит свободное перемещение выжимного подшипника. Отодвиньте рукой до упора назад вилку. Измерьте полученное расстояние от агрегата до рычага. Нормой считается свободный ход в пределах 4,0-5,0 мм. При достаточно большом усилии пружины, её можно отсоединить от рычага. Это не повлияет на точность измерения показателей.

Регулировка толкателя. Для реализации этого мероприятия понадобятся ключи на 17, 13 и 8. С помощью первого инструмента нужно удерживать регулировочную гайку от проворачивания, а вторым ключом ослабляем затяжку контргайки. Теперь с помощью ключа на 8 удерживаем толкатель за лыски, а ключом на 17 выполняем регулировку. В завершение необходимо прикрутить все фиксирующие элементы. Для этого удерживаем регулировочную гайку на толкателе и затягиваем контрольную.

Проверка точности регулировки. Проконтролируйте величину хода педали и толкателя. Если полученные показатели не совпадают с указанными значениями в технической документации, повторите процедуру регулировки.

Ваз 2109: ремонт сцепления в домашних условиях

Корзина, выжимной подшипник и ведомый диск сцепления ваз 2109

Агрегат «сцепление» осуществляет кратковременное отсоединения двигателя (мотора) от трансмиссии, плавное их соединение при включении — выключении передач, а также предохраняет все детали трансмиссии от чрезмерных перегрузок, мягко гасит колебания. Если, автомобиль начинает трясти либо он пробуксовывает, когда вы отпускаете педаль сцепления, либо вдруг возникают посторонние шумы, треск, скрежет – значит, необходим ремонт сцепления ваз 2109.
Ремонт на станции техобслуживания обойдется в круглую сумму, поэтому каждый владелец, разбирающийся в технике, способен выполнить эту процедуру своими руками. Вы тоже научитесь, прочитав нашу статью, и сможете сэкономить свои деньги.

Возможные причины неполадок

Посторонние звуки, скрежет, пробуксовка — все это лишь признаки неисправности сцепления.
А нам важнее понять причины:

  • Растянулся трос сцепления
  • Сильный износ самой поверхности ведомого диска (до заклепок)
  • Появление на ведомом диске трещин и изъянов (например, разрушение накладок)
  • Сломались либо согнулись пружины диафрагмы
  • Поломка либо прогиб лепестков ведущего диска
  • Появилась выработка маховика
  • Износился выжимной подшипник
  • Погнулась вилка сцепления

Простым поверхностным осмотром эти неисправности не выявить – придется разбирать.

Снимаем и разбираем сцепление

Начинаем со снятия троса (он не требует снятия коробки):

  • Вооружившись стандартным набором инструментов, заезжаем на эстакаду, либо подъемник, можно на яму
  • Снимаем клеммы с аккумулятора
  • Сначала вывешиваем передок машины, откручиваем и снимаем колеса
  • Затем отключаем, а провод массы от корпуса коробки передач

Снимаем трос сцепления.
Операция несложная:

  • Сначала отверните все регулировочные гайки
  • Затем внимательно осмотрите систему сцепления, постарайтесь запомнить расположение ее деталей
  • Потом извлекаем из кронштейна нижний наконечник троса

Откручиваем регулировочные гайки, извлекаем нижний конец тросика из кронштейна

Откручиваем регулировочные гайки, извлекаем нижний конец тросика из кронштейна

  • Отсоединяем тросик от рычага вилки сцепления
  • Затем снимаем стопорную скобку с пальца педали, расположенной внутри салона
  • Отсоединяем наконечник тросика от педали

Снимаем стопор и отсоединяем тросик от педали

Снимаем стопор и отсоединяем тросик от педали

  • Со стороны двигательного отсека вынимаем резиновую подушку, которая стоит в отверстии в щите передка
  • Затем вытягиваем в сторону двигательного отсека через это отверстие наконечник троса
  • Полностью вынимаем трос сцепления, осматриваем, при необходимости устанавливаем новый
  • Убедитесь, что втулка, расположенная между резиновыми подушками входит в кронштейн, расположенный на коробке передач, в противном случае вы повредите резьбу
  • После установки обязательно отрегулируйте привод сцепления

Если вся проблема заключалась в тросике, ремонт завершен, однако чаше проблема находится гораздо глубже.

Снимаем коробку

Чтобы добраться до остальных деталей сцепления, придется снимать коробку передач, наша инструкция вам поможет:

  • Снятие коробки начинаем со снятия стартера(см.Ремонт стартера Ваз 2109 своими руками – возможность неплохо сэкономить)
  • Выкручиваем три гайки, которыми он крепится (одна из них располагается с обратной стороны корпуса стартера)
  • Не забываем открутить все провода и клеммы
  • Ослабляем хомут привода переключения передач, сдергиваем его
  • Снимаем тросик спидометра
  • Снимаем колодку провода датчика заднего хода
  • Откручиваем крепления растяжек
  • Открутив гайки крепления растяжек, отводим их (растяжки) в стороны.
  • Далее выпрессовываем из поворотного рычага палец опоры
  • Предварительно вытаскиваем шплинт и откручиваем гайку
  • Выкручиваем два болта, чтобы отсоединить от поворотного кулака весь шарнир
  • Выдавливаем монтировкой наконечник внутреннего шруса
  • Заглушаем отверстие в коробке, иначе разольется масло при снятии
  • Переходим к корпусу сцепления:
  • Чтобы снять нижнюю защиту, откручиваем три болта
  • Обязательно опираем мотор и коробку на подставки либо бруски, или вывешиваем агрегат с помощью лебедки
  • Сначала откручиваем заднюю опору, а затем левую

Теперь переходим к самой коробке:

  • Снимать коробку в одиночку не рекомендуется, лучше позовите помощника
  • Откручиваем крепления корпуса коробки (три болта и гайка)
  • Стаскиваем КПП строго по горизонтали, не задеваем при этом первичным валом лепестки нажимной пружины (если сломать их, возрастет цена ремонта)
  • Аккуратно ставим коробку на пол, убираем, чтоб не мешала под ногами

Вилка и нажимной подшипник

Вилка сцепления ваз 2109

Вилка сцепления ваз 2109

После снятия коробки передач, снимаем вилку и подшипник, для этого:

  • Отверткой аккуратно поддеваем защитный чехол
  • Достаем чехол из отверстия в корпусе коробки
  • Порванный, либо потерявший упругость чехол заменяем
  • Плоскогубцами, сжимаем лепестки фиксатора с внутренней стороны корпуса сцепления и одновременно подцепляем отверткой снаружи, чтобы вынуть пластмассовую втулку на оси вилки сцепления
  • Если втулка изношена, либо повреждены лепестки ее фиксатора, заменяем втулку
  • Приподнимаем вилку сцепления, и выводим ось вилки из втулки, которая запрессована в корпус сцепления
  • Снимаем вилку сцепления, выводим ось, затем рычаг через отверстие в корпусе сцепления.
  • Снимаем концы пружинки с лапок муфты подшипника, концы отжимаем отверткой

Пружина, прижимающая муфту подшипника к вилке

Пружина, прижимающая муфту подшипника к вилке

  • Снимаем выжимной подшипник с направляющей втулки
  • Осматриваем состояние вилки, если лапки погнуты, либо имеют выработку, вилку следует заменить
  • Заклинивший, плохо вращающийся, скрипучий подшипник подлежит замене
  • Если муфта подшипника имеет сколы, повреждения лапок, или посадочного места под подшипник, она подлежит замене
  • Устанавливаем назад вилку с подшипником

Разбираем сцепление

И так переходим к разборке и дефектовке сцепления:

  • Теперь нам потребуется специальная оправка, чтобы не выпал наш ведомый диск
  • Вместо нее вполне годится старый первичный вал
  • Зафиксируем прочной отверткой ведущий диск, от проворачивания
  • Выкручиваем все болты, крепящие корзину
  • Вставляем оправку, и снимаем все сцепление в сборе

Совет 1: При откручивании болтов, крепящих корзину сцепления, застопорите маховик при помощи отвертки. Установите болт ля лучшего упора отвертки

Совет 2:Снимать корзину сцепления можно и без помощи оправки, при этом лишь надо придерживать ведомый диск, во избежание его выпадения из кожуха сцепления, она понадобится при постановке корзины на место. Оправку надо либо выточить (заказать) по форме и диаметру первичного вала либо использовать старый первичный вал

  • Вставляем оправку в отверстие для первичного вала (фото внизу)
  • Откручиваем болты, крепящие корзину сцепления к маховику (смотри советы 1 и 2)

Откручиваем корзину сцепления

Откручиваем корзину сцепления

  • Снимаем аккуратно кожух сцепления с ведомым диском
  • Осматриваем ведомый диск

Так выглядит ведомый диск ваз 2109

Так выглядит ведомый диск ваз 2109

Проверяем износ его фрикционных накладок.
Заменяем фрикционные накладки либо ведомый диск целиком в случаях:

  • Углубление головок заклепок менее 0,2миллиметра
  • Замаслена поверхность накладок
  • Заклепочные соединения ослаблены
  • Наблюдаются трещины и выкрашивание накладок

  • Если они сломаны, диск необходимо заменить
  • Если вы обнаружили коробление диска, то проверьте его на биение
  • Когда значение биения более 0,5миллиметра, заменяем диск

Осматриваем трущиеся поверхности маховика и снятого нажимного диска:

  • Не допустимо наличие глубоких рисок, забоин, задиров следов перегрева и износа
Читайте также  Выбор моторного масла для двигателя автомобиля «ВАЗ-2114»

Поверхность нажимного диска корзины сцепления

Поверхность нажимного диска корзины сцепления

  • Ослабление заклепочных деталей нажимного диска недопустимо
  • При обнаружении дефектов маховика либо нажимного диска, их рекомендуется заменить

Внимательно осматриваем и оцениваем пригодность диафрагменной пружины, а так же опорных колец снятого нажимного диска:

Исправная диафрагменная пружина

Исправная диафрагменная пружина

  • Опорные кольца с трещинами и следами износа означают замену корзины
  • Не допускается наличие трещин (сколов) на диафрагменной пружине
  • Места соприкосновения лепестков пружины с выжимным подшипником должны располагаться в одной плоскости, не иметь при этом видимых следов износа
  • Укладываем ведомый диск в корзину так, чтобы наименее выступающая часть его ступицы смотрела в сторону маховика

Наиболее выступающая часть ведомого диска смотрит в сторону коробки передач

Наиболее выступающая часть ведомого диска смотрит в сторону коробки передач

  • Вставляем оправку в шлицы нашего ведомого диска
  • Устанавливаем корзину на маховик и закручиваем шестью болтами к маховику
  • Болты закручиваем равномерно и по диагонали, с моментом 1,9-3,1 кгс·м

Закручиваем корзину сцепления на место, равномерно и по диагонали обжимая болты крепления

Закручиваем корзину сцепления на место, равномерно и по диагонали обжимая болты крепления

  • Теперь можно вынуть центрирующую оправку
  • Смазываем шлицы первичного вала КПП и внутреннюю поверхность выжимного подшипника смазкой (тонким слоем)
  • Устанавливаем на место коробку передач
  • Снова воспользуйтесь помощью напарника

Закончив работу, регулируем натяжение тросика и проверяем работу сцепления:

  • Ослабляем контргайку, которая находится на нижнем конце тросика
  • Крутя регулировочную гайку, устанавливаем необходимый ход педали
  • Несколько раз нажимаем на педаль, до упора ее в пол, снова проверяем ход педали, зажимаем контргайку

На этом ремонт сцепления завершен, рекомендуем дополнительно посмотреть видео.

Регулировка сцепления Ваз 2109 своими руками

Регулировка сцепления ВАЗ 2109 – процедура довольно простая и быстрая, главное, знать в каком месте данную регулировку осуществлять и как. Об этом и пойдет речь далее, но сразу оговоримся, в каких случаях данную регулировку следует осуществлять.

Прочитав эту статью до конца вы узнаете: как отрегулировать сцепление на автомобиле ВАЗ 2109, устройство и функции привода муфты, когда нужна его регулировка.

Устройство фрикционной муфты Ваз 2109 и ее назначение

Любой, уважающий себя автомобилист перед тем, как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109, изучит устройство узла. Это поможет грамотно подойти к решению вопроса и не допустить ошибок.

Подтяжка троса сцепления Ваз 2109

На фото: Процесс подтяжки троса сцепления на автомобиле Ваз 2109

Конструкция с применением механического привода проста и надежна. По сравнению с гидравликой трос нуждается в минимальном обслуживании, а его смена не сопряжена с трудоемкими процессами. Механический привод состоит из следующих элементов:

  • Регулируемый трос в оболочке.
  • Педаль управления.
  • Рычаг вилки выключения муфты.
  • Кронштейн крепления наконечника оболочки троса.
  • Кронштейн педалей тормоза и муфты.

Механизм служит для передачи усилия от педали к вилке выключения, которая, в свою очередь, отводит фрикционный диск от маховика. Использование тросовой передачи позволяет избежать таких крупных проблем, как протечка жидкости и периодическое удаление воздуха из системы управления муфтой. В этой цепи самое слабое звено – трос, качество которого временами оставляет желать лучшего. Поэтому замена троса на Samara – довольно частое явление.

Между тем, вопрос, как отрегулировать сцепление на автомобиле ВАЗ 2109, остался актуальным и для тросового механизма. Установка нормативных значений гарантирует оптимальную плотность прилегания ведомого диска к плоскости маховика и корзины при включенной муфте. Также конструкция обеспечивает из салона через педаль полное разъединение (выключение) указанных выше деталей.

Когда сцепление требует регулировки

Регулировка сцепления ваз 2114 может потребоваться в следующих ситуациях: Сцепление было полностью заменено. Был выполнен ремонт сцепления с заменой его отдельных элементов. Ход сцепления чересчур большой или наоборот — недостаточный.

Фото: Трос сцепления Ваз 2109

Фото: Трос сцепления Ваз 2109

Если с двумя первыми причинами все понятно, то в последнем случае следует выполнить несложные замеры. Для этого нужно измерить расстояние между минимальным и максимальным положениями педали (то есть в ситуациях, когда педаль вжата в пол и когда педаль свободно отпущена). Оптимальная величина этого расстояния находится в интервале от 12 до 13,5 см. Если на деле она окажется больше или меньше указанных размеров, то рекомендуется выполнить регулировку.

Если ход сцепления превышает 16 см, то следует немедленно прекратить все поездки на автомашине и как можно скорее выполнить регулировку. Кроме этого, в некоторых случаях слишком большой ход может указывать на сильный износ фрикционных накладок, расположенных на ведомом диске, а также на необходимость их замены.

Диагностика сцепления Ваз 2109

Диагностика должна проводиться на всех автомобилях без исключения. Регулярное выполнение этой процедуры позволяет максимально снизить вероятность появления поломок самого разного рода. Она дает возможность обнаружить сбои и неполадки на начальной стадии.

Благодаря этому ремонтные работы проводятся с минимальными временными и финансовыми затратами. Определенные диагностические процедуры требуют наличия специального оборудование. Его можно найти на любом автосервисном центре.

Покупать их самостоятельно не рекомендуется из-за достаточно высокой цены данных устройств. Ниже приведены операции, которые можно выполнить самостоятельно без специальных технических приспособлений.

Диагностика ВАЗ-2109 сцепления проводится в несколько этапов:

  1. Выключите мотор, выжмите педаль сцепления несколько раз, в процессе этого действия внимательно слушайте, не появляются ли во время этих операций посторонние звуки: щелчки, трение, скрипы и т. д.
  2. Нужно также обратить внимание на ход педали. Он не должен сопровождаться какими-то рывками или перебоями. Опускание и подъем рычага должны быть плавными. В том случае, если педаль дергается или заедает, нужно проверить регулировку сцепления
  3. С помощью линейки следует проверить расстояние от пола автомобиля до наружной части педали. Точное необходимое значение указано в технической документации ВАЗ-2114.
  4. Выжмите педаль до упора, затем отпустите и измерьте расстояние, если оно не соответствует заявленному, необходимо провести регулировку педали.

Необходимые инструменты

Для того, чтобы отрегулировать сцепление на Ваз 2109 нам понадобиться следующий набор инструментов:

  • сам трос;
  • смазка Литол;
  • набор гаечных рожковых ключей;
  • линейка;
  • пассатижи.

Пошаговая инструкция по регулировке сцепления на ВАЗ 2109 своими руками.

Для того, чтобы правильно настроит (отрегулировать сцепление) на автомобиле Ваз 2109 необходимо выполнить следующие действия:

  1. Затяните ручник и обесточьте автомобиль – для безопасности.
  2. В подкапотном пространстве снизу отыщите металлический трос сцепления. На фото на него указывают 3 красные стрелочки.
  3. С помощью 2 гаечных ключей ослабьте гайки крепления наконечника троса, а затем, подкручивая или ослабляя их, добейтесь того, чтобы ход педали сцепления стал равным 125-135 мм.
  4. Вернитесь в машину и несколько раз (не менее 3) надавите на регулируемую педаль до упора. Затем снова замерьте ее ход и при необходимости подкорректируйте. Если корректировка не нужна, значит, вы все сделали правильно.

Если гайки, с которыми предстоит работать, заржавели, поэтому не откручиваются, обработайте их ВДшкой, машинным маслом или любым другим смазочным материалом. Это сэкономит ваши силы и время.

Проверка на работоспособность

После того, как вы закончили эти работы, необходимо проверить правильность проведённых работ.

  1. Сначала замеряем ход педали сцепления.
  2. На выключенном двигателе выжимаем несколько раз педаль сцепления и возвращаем её на своё место.
  3. Далее, производим новый замер и уточняем полученные показания.
  4. Если они не изменились по сравнению с первыми замерами, то работы произведены, верно, и первый этап проверки можно считать оконченным.
  5. А если они отличаются от первых показателей, значит, контрящаяся гайка была закручена не плотно, и процесс регулировки необходимо проводить вновь.

Среди автолюбителей есть одно правило! Правильно отрегулированное сцепление, должно начинать схватываться примерно посередине хода движения педали.

Замена сцепления ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Поломка сцепления – одна из неприятностей, которая может подстерегать водителя в дороге. Обычно при этом автомобиль просто прекращает свое движение, при том, что мотор нормально работает. Не всегда такая поломка происходит внезапно, часто пред этим можно наблюдать некоторые признаки скорой поломки.

Признаки и причины неисправности сцепления

Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из корзины, нажимного подшипника, ведущего и ведомого диска. Основными признаками неисправности сцепления считаются пробуксовка сцепления и неполное его выключение:

  • При неполном выключении (педаль нажата) наблюдается затрудненное включение передач на работающем двигателе, шумы и треск при переключении передач, большой свободный ход педали сцепления.
  • При «пробуксовке» сцепления (педаль отпущена) может ощущаться запах гари в салоне от горения накладок диска сцепления, ухудшится динамика автомобиля, мотор может перегреваться, увеличится расход топлива.

Кроме самого диска сцепления, может выйти из строя и выжимной подшипник – он служит для плавного включения и выключения сцепления. При предельном износе выжимного подшипника можно услышать характерный визг – это верный признак того, что подшипник нужно менять. Причиной отказа сцепления может быть также поломка в механизме его привода, например, обрыв или заедание троса привода сцепления, поломка рычажной системы, утечка жидкости из гидропривода, если сцепление гидравлическое, или другие подобные поломки в приводе.

Кстати, при замене выжимного подшипника на СТО вам могут посоветовать заменить также и диск сцепления. Обычно, если начались проблемы со сцеплением, то лучше заменить все эти детали, потому как замена сцепления весьма тяжела: необходимо снимать коробку передач. Но если кто-то хочет сэкономить на этом, то все детали сцепления можно купить и отдельно.

Для работы будет необходимо следующие:

  • ключи на 8, 10, 13, 17 мм;
  • динамометрический ключ, торцовая головка на 8 мм;
  • домкрат;
  • ёмкость для слива масла;
  • смотровая яма или подъёмник.
  • отвёртка плоская, молоток.

Замена сцепления на ВАЗ 2109/21099 без снятия КПП

Проводить замену сцепления ВАЗ 2109/21099 без снятия КПП достаточно сложно. Вы не найдёте инструкций и рекомендаций в руководстве по эксплуатации автомобиля на эту тему. Данные рекомендация основана на опыте автолюбителей, которые делятся своим опытом замены сцепления.

Основная проблема при замене сцепления заключается в том, что не у каждого автомобилиста имеется эстакада, яма, а тем более подъемник, и надо сделать так, чтобы массивная КПП не упала на землю. А поднимать ее проблематично, так как подлезть под машину с ней невозможно. Все действия по снятию КПП почти не отличаются от выше приведенной инструкции, за исключением нюансов:

  1. Приобретите в магазине два болта с верхнего рычага передней подвески «классики». У них резьба точно такая же, как и на тех болтах, которыми стянута коробка и блок ДВС.
  2. Вкрутите их сверху, только после этого, небольшим ломиком или отверткой, начинаем рассоединять узлы. Задняя часть коробки после отодвигания ляжет на поперечную тягу, а между картером сцепления и маховиком образуется зазор – около 15 сантиметров.
  3. Через образовавшуюся щель снимается выжимной подшипник, выкручиваются болты на корзине.
Читайте также  Не работает печка ВАЗ 2112 (причины и ремонт)

А вот установка немного отличается от того процесса, который показан в инструкции:

  1. Поставьте новый выжимной на свое место. Затем на маховик устанавливается диск и поверх него корзина.
  2. Наживите болты буквально на пару оборотов, но не затягивайте!
  3. Аккуратно начинайте насаживать первичный вал на шлицы в диске.
  4. Потом коробку отодвигаем назад и проводим затяжку болтов на корзине. Затяжка болтов крепления корзины происходит только лишь после установки коробки на свое место.
  5. После этого можно ставить КПП и затягивать на ней болты.

Какую корзину сцепления ставить на ВАЗ 2109, ВАЗ 21099?

Оригинальный номер корзины сцепления 2108-1601085.

  • Fenox PP60004C3 — 1369 руб.
  • БелМаг BM.3792 — 1114 руб.
  • Valeo PHC LDC-01 — 1526 руб.

Какой диск сцепления ставить?

Оригинальный номер диска сцепления 2108-1601130, средняя цена 320 руб.

  • Valeo PHC LD-03 — 1060 руб.
  • Sachs 1861 696 146 — 1458 руб.
  • Fenox CP61004C3 — 798 руб.

Какой подшипник сцепления ставить?

Оригинальный номер подшипника сцепления 2108 1601182.

  • Pilenga PC-P 2108 — 360 руб.
  • Luk 500 0439 20 — 1156 руб.
  • Fenox TP2116C3 — 345 руб.

Снимаем «минусовую» клемму с аккумулятора «4», снимаем разъем с датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) «2», ослабляем хомут крепления гофры к ДМРВ «3», вынимаем из автомобиля корпус воздушного фильтра «1».

Снимаем тросик сцепления с вилки сцепления. Ослабляем две гайки крепления троса к скобе на коробке передач.

Снимаем защитный кожух сцепления. Отсоединяем провод «массы» и датчик верхней мертвой точки от картера сцепления. Отсоединяем провода от выключателя света заднего хода. Сливаем масло.

Откручиваем 3 болта крепления кронштейна к кузову. Откручиваем гайку крепления растяжки рычага.

Поддомкрачиваем автомобиль. Извлекаем два болта «1» и отсоединяем шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака. Откручиваем гайку «2» крепления растяжки к рычагу подвески, вынимаем продольную растяжку вместе с рычагом.

Снимаем колесо, откручиваем ступичную гайку и отворачиваем крепление шаровой опоры к поворотному кулаку, затем выводим ШРУС из отверстия подшипника.

Уперев монтировкой в картер коробки передач, впрессовываем внутренний шарнир привода из полуосевой шестерни, для этого резко бьём по корпусу внутреннего шарнира молотком. Выбиваем шарнир из полуосевой шестерни.

Крепление шаровой опоры без привода переднего колеса.

Ослабляем затяжку хомута и отсоединяем тягу привода переключения передач от шарнира выбора передач. Также необходимо подставить подпорку под двигатель, иначе он может опуститься слишком низко и оторвать шланги отопителя салона.

Отвернув болты крепления задней опоры подвески силового агрегата, вынимаем кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова.

Ключом «на 17» откручиваем гайку и вынимаем болт левой опоры двигателя. Отвинчиваем три гайки крепления стартера и снимаем стартер.

Ключом «на 19» отворачиваем три болта и одну гайку крепления картера сцепления к блоку цилиндров, отводим коробку передач от двигателя и снимаем ее.

Накидным ключом «на 8» откручиваем шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику. Чтобы болты легко отвернулись, простукиваем их головки медным молотком. Для отворачивания болтов можно также воспользоваться головкой «на 8».

Снимаем ведомый и ведущий диски сцепления. Проверяем степень износа фрикционных накладок. Если головки заклёпок углублены менее чем 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклёпочные соединения, диск необходимо заменить. Трещины или механические повреждения на деталях ведомого диска не допускаются.

Если при визуальном осмотре обнаружено ослаблении заклепочных соединений деталей корзины сцепления и ведущего диска, то следует заменить ведущий диск сцепления в сборе.

Смазываем посадочное место выжимного подшипника на валу, а также направляющие вилки сцепления, затем устанавливаем подшипник.

Ставя сцепление, ориентируем ведомый диск выступающей частью в сторону ведущего диска и вставляем центрирующую оправку.

Вводим оправку в отверстие коленчатого вала и в этом положении закрепляем ведущий диск сцепления, равномерно (по одному обороту за проход) затягивая болты. Болты закручиваем не более чем на один оборот каждый, чтобы не деформировать фланец ведущего диска сцепления. Собираем всё в обратной последовательности.

Регулировка и замена сцепления на автомобиле ВАЗ 21099

Диск сцепления 09

Сцепление является одной из составляющих трансмиссии автомобиля. При поломках этой системы дальнейшее движение затрудняется, иногда машина глохнет, а иногда просто не едет при нажатии на педаль акселератора. Рассмотрим, как произвести диагностику и замену элементов сцепления автомобиля ВАЗ 21099 своими руками.

Поломки системы сцепления ощущаются мгновенно, вот список основных симптомов.

  1. Во время движения на подъем при нажатии педали газа машина не едет, несмотря на все увеличивающиеся обороты двигателя.
  2. При движении по прямой значительно увеличивается время разгона, мотор часто перегревается, повышается расход горючего.
  3. Во время остановки при одновременном нажатии на педаль тормоза и сцепления глохнет двигатель.
  4. С трудом и хрустом включаются и выключаются передачи при движении автомобиля. При выключенном двигателе они переключаются без труда.
  5. Утром при попытке завести автомобиль стартер с трудом крутит маховик, несмотря на выжатую педаль сцепления, а после завода мотор тяжело работает и через некоторое время глохнет.
  6. Возникает шум при нажатии на педаль.
  7. Во время переключения скоростей машина совершает рывок, иногда после него глохнет мотор.
  8. Педаль выключения сцепления нажимается с трудом.
  9. Полный ход педали превышает 16 см.

Причины и исправление неисправностей

Установка диска на автомобиль

Установка диска на машину

1 и 2 симптомы указывают на критический износ ведомого диска сцепления либо загрязнение его моторным маслом, натекшим из блока цилиндров или КПП из-за прохудившихся сальников этих агрегатов. Для более точного определения причины достаточно просто заглянуть в моторный отсек и посмотреть в окошко на крышке корпуса сцепления. Если на зубцах маховика присутствуют следы масла, значит, придется менять сальники. Если следов масла нет — требуется замена ведомого диска сцепления.

3, 4 и 5 симптомы указывают на неполное выключение механизма. Это происходит при поломке деталей привода, деформации ведомого и нажимного дисков, обрыве троса и неправильной регулировке привода сцепления ВАЗ.

6 симптом говорит о поломке пружин демпфера либо об изнашивании выжимного подшипника. 7 симптом свидетельствует о заклинивании ступиц колес на шлицах вала КПП. Их просто необходимо снять, почистить и смазать. 8 и 9 симптом указывают на то, что необходима замена троса и регулировка привода. Замена сцепления в сборе осуществляется также после покупки подержанного автомобиля.

Регулировка привода сцепления ВАЗ 21099 — очень простая процедура, выполняется она так.

  1. Сначала нужно взять линейку и измерить расстояние, на которое перемещается педаль при нажатии. Если оно меньше 12,5 или больше 13,5 см, приступаем к регулировке.
  2. Заглядываем в моторный отсек, снимаем аккумулятор, находим место, где трос проходит через кронштейн коробки переключения передач (рядом с катушкой зажигания). С обеих сторон кронштейна он закреплен регулировочными гайками.
  3. Если нам нужно увеличить ход педали, поворачиваем по часовой стрелке гайку, находящуюся ближе к салону автомобиля. Если же наоборот, необходимо уменьшить ход, поворачиваем по часовой стрелке гайку, которая ближе к переднему бамперу.
  4. Снова измеряем расстояние линейкой: если оно в рекомендованных пределах, регулировка завершена.

Замена троса — тоже не очень сложная задача.

  1. Открываем капот, откручиваем регулировочные гайки.
  2. Вынимаем трос из кронштейна КПП.
  3. Снимаем его с вилки сцепления.
  4. Перемещаемся в салон, сбиваем стопорную шайбу с пальца педали и снимаем наконечник троса.
  5. Вытаскиваем резиновую прокладку из щита передка со стороны моторного отсека и вынимаем наконечник наружу.

Трос снят, теперь устанавливаем новый в обратном порядке. После установки снова требуется регулировка.

Сложные процедуры

Замена сцепления на ВАЗ 2108-21099 — процесс трудоемкий и долгий. Для его осуществления сначала нужно снять коробку переключения передач. После того как КПП снята, можно приступать к следующим операциям.

Замена тросика 09

Замена тросика сцепления

Замена вилки и выжимного подшипника.

  1. Снимаем при помощи отвертки защитный чехол вилки.
  2. Откручиваем болты крепления корзины сцепления и снимаем ее.
  3. Отжимаем при помощи отвертки пружину с лапок муфты выжимного подшипника.
  4. Снимаем подшипник.
  5. Снимаем пружину.
  6. Откручиваем 3 болта и снимаем направляющую втулку подшипника.
  7. Цепляем отверткой за специальный выступ и снимаем пластмассовую втулку вилки.
  8. Выводим ось вилки из опорной втулки и вынимаем ее из корзины.

Разборка завершена, теперь устанавливаем новые детали в обратном порядке. При установке необходимо смазать втулки вилки смазкой ШРУС-4.

  1. Для начала снимаем корзину и стопорим маховик.
  2. Откручиваем 6 болтов крепления кожуха к маховику.
  3. Аккуратно снимаем кожух сцепления вместе с ведомым диском, придерживая его рукой.
  4. Осматриваем все детали на предмет трещин и износа. Бракованные детали заменяем.
  5. Собираем все в обратном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: